В научной работе, посвященной честности, данные оказались подделаны

Автор работы, написавший также книгу о правде, заявил, что репутация его не волнует.
Фото: Shutterstock

Известный исследователь честности и автор книги о правде сфабриковал данные эксперимента для своей научной статьи, рассказывает BuzzFeed News.

Психолог Дэн Ариэли, спикер TED Talk, обозреватель Wall Street Journal и автор бестселлера «Честно о нечестности: Почему мы лжем всем и особенно себе», вместе с соавторами в 2012 году опубликовал в PNAS научную статью об эксперименте, который стал знаковым в исследованиях лжи.

Страховая компания предложила своим клиентам заполнить некую форму с показаниями одометра. При этом в одной группе галочку «подтверждаю, что предоставленная мною информация верна» нужно было поставить вверху страницы, а в другой — после заполнения формы, внизу.

Согласно статье Ариэли, люди лгали меньше, если их просили о честности в самом начале. Это произвело фурор среди ученых, которые цитировали статью в своих исследованиях более 400 раз.

Однако ни один эксперимент, как научный, так и практический (этот способ борьбы с мошенничеством был протестирован государственными учреждениями и корпорациями по всему миру), не смог воспроизвести представленные в статье данные: люди лгали одинаково в обоих случаях. 

В 2020 году авторы выпустили еще одну статью, где опровергли выводы 2012 года. Однако в этой статье, в отличие от первого исследования, были опубликованы все исходные данные от страховой компании.

Группа независимых расследователей тщательно изучила данные, лежащие в основе исходной статьи, и наткнулась на более серьезную проблему: один из основных экспериментов оказался сфальсифицирован, а цифры были взяты из генератора случайных чисел. Подробности опубликованы в блоге Data Colada.

Поиски источника материала, на котором была построена оригинальная статья, не дали результата: четверо из пяти авторов заявили, что не принимали участия в сборе данных для этого теста. А Дэн Ариэли, единственный, кто получал данные от страховой компании, не смог назвать, с кем он сотрудничал, и заявил, что не помнит никаких деталей.

Любопытно, что это не первый раз, когда вопросы возникают именно об исследованиях Ариэли. Так, в работе 2008 года он утверждал, что предложение людям вспомнить десять заповедей перед тестом снижает мошенничество, но сторонняя команда позже не смогла воспроизвести эффект. В 2010 году Ариэли ссылался на данные другой страховой компании, но сама компания заявила, что не проводила подобных исследований.

На вопрос, беспокоится ли он о своей репутации, автор книги о честности ответил, что его это не волнует.

Кризис репликации науки оказался серьезнее, чем считалось

Почему мы врем?

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации