В Санкт-Петербурге пройдет XVII Международный кинофестиваль «Мир знаний» 

На конкурс привезут 17 российских и зарубежных фильмов научно-популярной и исследовательской тематики. Их можно будет увидеть с 14 по 18 сентября.

Фестиваль традиционно расширяет границы научного кино, в этом году фокус «Мира знаний» направлен на нематериальное культурное наследие России. Будут задействованы сразу несколько площадок Северной столицы, каждой из которых отведено свое место в архитектуре смотра: «Ленфильм», «Лендок», «Дом кино»,«Новая Голландия» и другие.

«Мир знаний» — масштабный междисциплинарный международный проект на стыке науки и искусства, исследующий возможности перевода научного знания на язык кино. Миссия фестиваля, организованного Киностудией им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ, состоит в популяризации научного и исследовательского кино, создании новых возможностей для самореализации режиссеров и художников.

В центре киносмотра — международная и российская программы, в которые вошли 17 фильмов из 8 стран мира. Тема — «Вне времени и пространства». Все зарубежные фильмы конкурсной программы — российские премьеры. 

«Последний человек» Ивало Франка посвящена тому, как 300 миллионов лет назад жизнь зародилась в Гренландии, и может завершиться здесь же в достаточно скором времени.

В бразильском роуд-муви Лукаса Бамбоцци «Айронленд» героиня исследует, как добыча полезных ископаемых привела к катастрофе в одном из штатов. 

Израильский фильм Идо Гласса и Йоава Клейнмана «Стражи Мертвого моря» — захватывающая история о том, как иорданец, израильтянин и палестинец объединились в борьбе с экологической катастрофой.

В картине «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой молодой ученый отправляется в самую холодную точку Земли, чтобы понять, как меняется зрение человека в экстремальных условиях. 

В картине Коди Шихи «Сделать людей лучше» рассказывается о китайском докторе, изменившем генетическую структуру эмбрионов и том, к чему это привело.

А Андреа Дальпиан в фильме «Контакт» фиксирует жизнь двух волчат между волей и неволей — без слов, музыки и без человека в кадре. 

В экспериментальной работе писательницы и режиссера Эбигейл Чайлд «Происхождение видов» изучаются этические аспекты создания роботов в американских и японских лабораториях. 

Фильмом открытия фестиваля станет одна из ожидаемых картин конкурсной программы, мировая премьера работы петербургского режиссера Ильи Желтякова «Вулкан блюз», посвященная полевым экспедициям на одном из самых опасных природных объектов мира. 

В российскую программу «Мира знаний» вошли восемь фильмов, посвященные научному наследию СССР, взаимоотношениям человека и техники, которая создавалась для облегчения жизни людей, и нашей связи с природными явлениями. 

 
Кадр из фильма Родиона Чепеля «Бог из машины»

В фильме Дидара Оразова «Прометей. Поэма казанского огня» историю советских конструкторов-авангардистов создают из архивных материалов и современной рефлексии о научном прошлом Казани.

В документальном исследовании Михаила Оркина «Родом из Вавилона» показан элитный мир синхронных переводчиков, который уже сталкивается с будущим — машинным переводом. 

Герои фильма Родиона Чепеля «Бог из машины» — инженеры-кибернетики, с 1950-х работающие над расширением человеческих возможностей и передаче рутины искусственному интеллекту. 

В «16 способах изменить мир» режиссеры выбрали привлекательные изобретения Сколтеха. 

А в картине Юлии Киселевой «Чип внутри меня» продолжается исследование возможностей техники — насколько опасны импланты, жизненно необходимые для людей с различными заболеваниями? И где границы мифа о чипировании? 

Программу продолжает фильм Евгении и Максима Арбугаевых «Выход» — завораживающее наблюдение за тем, как деятельность человечества меняет жизненный цикл популяции моржей. 

И наконец, в драме Евгении Каториной «Женя и Ваня на краю света» сотрудники метеостанции после шторма остаются наедине с собой и ландшафтом дольше, чем предполагали. 

В рамках российского конкурса состоится премьера картины «Стадо 9» — работы, исследующей этнографическое измерение Якутии.

В международном жюри смотра по традиции не только кинематографисты, но и представители научного сообщества. Это оператор Александр Ильховский, кинорежиссер Владимир Герчиков, популяризатор науки, сотрудник Лаборатории когнитивных исследований ВШЭ Антон Лукашевич, режиссер Анна Бергер.

Программу российских фильмов фестиваля оценивает жюри популяризаторов науки: палеонтолог, д.б.н., профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Журавлев, ст.н.с. Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Наталия Никифорова, главный редактор интернет-портала Антропогенез.ру Александр Соколов, постоянный ведущий телеканала «Наука» Алексей Егоров, известный проектами «В погоне за чудом», «Не факт», «Научтоп», «Истории болезней», «Вечная энергия», «Фобии» и многими другими. 

Подробную информацию о фильмах, программах и специальных событиях фестиваля читайте на сайте nauka.world.

Информационные партнеры: журнал «Наука и жизнь», телеканал «Наука», портал «Культура.РФ».