В Сибири обнаружили наскальные изображения древних богинь плодородия
Археологи из Кемеровского государственного университета ввели в научный оборот два новых петроглифа, выбитых на склонах горы Тепсей. Изображения нашли после расчистки слоя лишайников. Научная статья опубликована в последнем номере журнала «Археологические вести» Института истории и материальной культуры РАН.
Тепсей — двуглавая гора высотой 639 м, расположенная в Красноярском крае, на правом берегу реки Енисей, у места впадения в него реки Туба, рядом с деревней Листвягово. У коренного населения гора до сих пор считается священной. Она известна многочисленными петроглифами.
Две новые находки представили научному сообществу кемеровские археологи. Обе картинки, выбитые на поверхности скалы, представляют женщин-рожениц, связанных, по всей вероятности, с идеей плодородия. Первая фигурка роженицы небольшая, представлена анфас, ее тонкие ноги согнуты в коленях, а в верхней части туловища с двух сторон обозначены небольшие груди. На голове ее вырезаны «отростки», которые можно трактовать как торчащие волосы или крону дерева. Руки отсутствуют.
Исследователи находят множество параллелей в изображении этой фигуры с похожими образцами на разных территориях Сибири. Эта «роженица» размещена на фоне фигуры быка, который часто символизирует мужскую сексуальную силу. Возможно, это отголоски древнего мифа о связи богини с быком. Впрочем, не все археологи согласны с такой трактовкой. Кто-то утверждает, что эти изображения вообще не связаны, кто-то — что это не бык, а корова и т. д.
Возможная интерпретация «волос» женской фигуры как веток дерева тоже находит аналогии. Среди прочего, у хакасов березовая ветка — фетиш богини Умай — была оберегом беременной женщины, ее ставили рядом во время родов.
Фигура второй роженицы нетипична как сама по себе, так и композиционно. Ее сопровождает мужской персонаж, переданный в профиль с эрегированным фаллосом. Роженица сочетает в себе антропоморфные и зооморфные признаки. Ее голова изображена как голова животного на длинной шее.
«Таким образом, смысл этих сцен увязывается с общей многогранной темой плодородия. Это дает веские данные в пользу существования общей мифологической парадигмы, распространенной в эпоху бронзы на обширной территории Центральной Азии», — заключают ученые. По их мнению, скорее всего, разные петроглифы горы Тепсей изображают разных «богинь» или им подобных мифологических персонажей.
Наскальные изображения относят к окуневской археологической культуре бронзового века. Она существовала в XXVI–XVIII веках до н. э. Носители этой культуры были скотоводами и охотниками. Изучение черепов из погребений показало, что в их внешности были смешаны европеоидные и монголоидные черты.