В средневековом испанском соборе найдено «селфи» резчика по камню
В XI веке неизвестный средневековый каменщик оставил свой искусно скрытый автопортрет во время украшения величественного собора Сантьяго-де-Компостела на севере Испании. «Селфи» мастера было скрыто почти 9 веков.
Дженнифер Александер, научный сотрудник факультета истории искусств Университета Уорика (Великобритания), возглавляла группу экспертов в детальном осмотре собора Сантьяго-де-Компостелла. Ее команда уделяла пристальное внимание верхним частям здания; на уровне земли многие камни были покрыты вековыми слоями штукатурки, а камни, которые были установлены выше, сохранили первоначальную резьбу.
«Мы осветили верхние капители галереи, которая недоступна для публики и редко используется духовенством, — цитирует Александер портал Live Science. — И внезапно мы оказались лицом к лицу с мужчиной».
На резьбе из листвы выглядывает веселое круглое лицо. Портрет размером около 28 см был расположен на вершине колонны на высоте около 12 метров над землей. Это позволяло ему оставаться незамеченным для духовенства собора, зато другие каменщики могли бы легко найти и оценить его.
Замечательные детали автопортрета предполагают, что резчик был талантливым каменщиком, поскольку гранит трудно поддается обработке. «И все же его волосы и пальцы детально прорисованы», — отметила Дженнифер Александер.
Такие ремесленные автопортреты часто появляются в средневековых зданиях. Их легко скрыть среди других скульптурных украшений и портретов, хотя часто «они спрятаны там, где их может найти только другой каменщик», как, например, портрет в Сантьяго-де-Компостела, пояснила эксперт.
Но даже со всеми портретными деталями на селфи в соборе имя резчика, скорее всего, никогда не будет раскрыто, поскольку исторические записи о строителях низкого ранга — даже на важных строительных объектах — исключительно редки.
Ранее на руинах средневековой церкви в Британии нашли знаки против нечистой силы.
Фото: Jennifer Alexander