В Турции обнаружили улыбающуюся скульптуру Медузы-горгоны

Археологи из Университета Бартын сделали сенсационное открытие в древнем городе Амастрис, расположенном на территории современного Амасра в турецкой провинции Бартын. В ходе раскопок на монументальной римской стоа была найдена мраморная скульптура Медузы с необычной мягкой, почти детской улыбкой. Эксперты отмечают, что лицо напоминает Эроса — символ гармонии и благополучия в классическом искусстве. Об этом сообщает портал Arkeonews.
«Это редкость в археологии. Обычно Медуза пугает своими змеями и взглядом, превращающим в камень. Здесь же она излучает спокойствие», — пояснила профессор Фатма Багдатлы Чам, руководитель раскопок.
По ее мнению, мастер и, возможно, городская элита хотели передать идею защиты через красоту, а не страх.
Стоа — сердце городской жизни
Раскопки охватывают площадь 2850 квадратных метров, где находится массивная римская стоа с девятиметровыми коринфскими колоннами. Эти крытые галереи когда-то служили местом встреч, торговли и общественных собраний. В римских городах стоа были аналогом форумов, объединяя торговлю, социальное общение и культурные мероприятия.
Реставрация ведется методом анастилоза — тщательной реконструкции с использованием оригинальных архитектурных элементов. Три колонны уже восстановлены, еще четыре планируется установить до конца года. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Турции и Турецкой нефтяной корпорации, объединяя студентов и специалистов из разных университетов.
«Эта стоа, вероятно, крупнейшее мраморное сооружение на Черноморском побережье, и ее открытие дает уникальные сведения о социальной жизни и торговых связях города», — добавила профессор Чам.
Наследие царицы Амастрис
Амастрис, племянница персидского царя Дария III, основала город в конце IV века до н. э., объединив четыре прибрежных поселения. Позднее она была женой Дионисия Гераклеанского и Лисимаха, одного из диадохов Александра Великого. Царица создала процветающий культурный и торговый центр на Черном море, где сочетались персидские, эллинистические и римские традиции.
Открытие улыбающейся Медузы подчеркивает уникальность художественного вкуса Амастриса.
«Она показывает, что город был открыт для художественных экспериментов и символизировал мирное процветание, а не страх», — отметила профессор Чам.
Другие находки города
Медуза пополнила коллекцию артефактов, найденных в Амастрисе. Ранее здесь выявляли изящно выполненную голову Александра Великого, скульптуры нимф и домашних божеств, амулеты, монеты и надписи разных периодов. Все эти находки подтверждают важность города в мифологическом, политическом и торговом контексте древнего мира, демонстрируя тесные связи с другими регионами Средиземноморья.
«Наблюдать, как древние сооружения постепенно возрождаются, важно не только для науки, но и для общества. Для местных жителей и туристов это возможность увидеть восстановление римского мегаполиса», — подчеркнула профессор Чам.
Медуза как символ надежды
Улыбающаяся Медуза стала символом надежды для археологов. Она отражает художественную уникальность Амастриса и вдохновляет на новые открытия.
«Это открытие помогает представить город таким, каким он был когда-то: процветающим, защищенным архитектурой и культурой, и оберегаемым мягкой улыбкой Медузы», — заключила профессор Чам.