Воздух в самолетах и больницах оказался чище, чем можно было ожидать

Воздух в замкнутых пространствах с высокой проходимостью оказался неожиданно чистым с точки зрения его населенности опасными бактериями. Таковы результаты исследования в журнале Microbiome.
Основная его новизна заключается не в этом неожиданном для широкой публики открытии, а в нетипичном способе отбора проб: их собирали с использованных лицевых масок и авиационного воздушного фильтра, подтвердив тем самым их пригодность в качестве неинвазивных, экономически эффективных инструментов для мониторинга микробиологического состояния воздуха.
«Мы убедились, что маски можно использовать как доступный и простой инструмент для забора проб воздуха — для оценки как личного контакта с микробами, так и общей характеристики среды. Мы выделили из них ДНК и определили типы присутствующих бактерий. Неудивительно, что это были те же виды, которые обычно обнаруживаются в воздухе помещений. Воздух в помещении оказался обычным воздухом в помещении, немного напоминающим человеческую кожу по микробному составу», — говорит Эрика М. Хартманн из Северо-Западного университета, руководившая исследованием.
Вторая жизнь использованных масок
Идея исследования возникла в январе 2022 года, во время пандемии COVID-19. Тогда Хартманн хотела собрать фильтры салонов самолетов, чтобы найти на них следы патогенов. Ей удалось получить один такой фильтр (HEPA), который эксплуатировался более 8000 летных часов, но она быстро поняла, что проект может быть непрактичным.
«В то время серьезно опасались передачи COVID в самолетах, — вспоминает микробиолог. — HEPA-фильтры в самолетах очищают воздух с невероятно высокой эффективностью, поэтому мы подумали, что это отличный способ уловить все, что в нем есть. Но эти фильтры не похожи на фильтры в наших автомобилях или домах. Они стоят тысячи долларов, и для их снятия самолет приходится выводить из эксплуатации на техническое обслуживание. Это, очевидно, стоит невероятных денег, и это стало для нас откровением».
Гораздо более простым решением оказался сбор использованных лицевых масок. Ученые договорились с авиапассажирами, чтобы они сдавали свои маски после полета, в том числе и те, которые не надевали — для сравнения. Еще одной средой для изучения с высокой проходимостью, замкнутым пространством и сильно фильтруемым воздухом стали больницы.
«В качестве контрольной группы мы подумали о другой категории людей, которые, вероятно, в любом случае носят маски. Мы остановились на медицинских работниках», — продолжает исследовательница.
Воздух чист
Получив маски от путешественников и медработников, команда Хартманн собрала ДНК с внешней стороны масок. Они обнаружили, что воздух в больницах и самолетах содержит разнообразную, но в основном безвредную смесь микробов, с минимальными следами потенциально патогенных видов.
В обеих средах в образцах доминировали обычные бактерии, связанные с человеком, — особенно те, что встречаются на коже и в воздухе помещений. Хотя численность каждого присутствующего микроба немного различаются, микробные сообщества из больниц и самолетов очень схожи. Это сходство предполагает, что главным источником микробов в воздухе в обоих случаях служат сами люди, а не конкретная среда. И те микробы, что витают в воздухе помещений, происходят с кожи людей, а не от болезней.
Выявлены также несколько генов устойчивости к антибиотикам основных классов. Это не означает наличие в воздухе опасных микробов, но указывает, насколько широко распространилась антибиотикорезистентность.
Хотя воздух в помещении может быть не таким вредным, как некоторые опасаются, воздушно-капельный путь — лишь один из способов передачи инфекции, напоминает Хартманн. Для многих распространенных заболеваний другие пути — например, прямой контакт с инфицированным человеком или взаимодействие с часто трогаемыми поверхностями — имеют гораздо большее значение.
«В этом исследовании мы изучали только то, что в воздухе. Гигиена рук остается эффективным способом предотвращения передачи заболеваний с поверхностей. Нас интересовало, какой опасности люди подвергаются через воздух, даже если они моют руки», — заключила она.




