Выяснилось, как жизнь в городе влияет на музыкальные вкусы

Если вы ездите на работу в метро, скорее всего, музыка в ваших наушниках сильно отличается от той, что слушает ваш сосед. Новое исследование, анализирующее индивидуальные предпочтения в музыке, показывает, что жизнь в городе не только знакомит людей с более широким спектром звуков, но и делает их музыкальные вкусы непохожими на других.
Международная команда ученых изучила 250 миллионов записей о прослушивании от 2,5 миллионов пользователей из Франции, Бразилии и Германии и пришла к выводу, что жизнь в мегаполисе расширяет наши музыкальные горизонты и делает наши плейлисты менее похожими. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Основой для анализа послужили данные Deezer — доступного в 187 странах стримингового музыкального сервиса, в котором хранится более 90 миллионов треков.
«Мы использовали этот уникальный набор данных, чтобы изучить, что делает города культурно разнообразными», — сказал психолог Нори Джейкоби из Корнеллского университета.
Музыкальное разнообразие среди городского населения измеряли двумя способами. Во-первых, изучили, насколько похожи (или нет) песни, которые слушают люди в одном районе. Во всех трех странах чем больше был город, тем более отличались музыкальные вкусы людей от вкусов их соседей. Оказалось, что в крупных городах меньше единого, общего музыкального вкуса.
«Например, у жителя Парижа совпадает намного меньше треков с другими парижанами, чем у слушателей в Орне (регион на северо-западе Франции) с их земляками», — пояснила аспирантка Харин Ли из Института когнитивистики и нейробиологии Общества Макса Планка.
Исследователи также рассчитали «радиус прослушивания» каждого человека — то есть насколько широко простирается спектр предпочтений в жанрах и исполнителях. Они обнаружили, что люди, живущие в крупных городских районах, склонны к более разнообразной музыке.
Исследование также выяснило, как этот радиус прослушивания меняется в течение жизни. Когда ученые распределили слушателей по возрасту, они получили почти идеальную кривую нормального распределения. Широта музыкальных вкусов быстро увеличивается с середины подросткового возраста, достигает наибольшего размаха к концу двадцати лет, а затем сокращается, медленно, но верно, в среднем возрасте и старше. Одинаковая перевернутая U-образную кривая наблюдается во Франции, Германии и Бразилии — даже после исключения авто-воспроизводимых треков и других алгоритмических подсказок.

b) Зависимость радиуса прослушивания от возраста во всех трех странах похожа — перевернутая U-образная кривая с пиком ближе к 30 годам.
По словам Ли, в двадцать лет люди обычно покидают дом и знакомятся с новыми людьми, а также имеют время и интерес для исследований. После 30 обязанности растут, свободное время сокращается, и собранные в юности плейлисты словно застывают без каких бы то ни было изменений.
Но исследование показывает, что пятидесятилетние все еще охватывают гораздо более широкий спектр, чем большинство подростков. Возможно, они начинают возвращаться к исполнителям и песням из своей молодости — а также похожей музыке.
Чтобы объяснить разницу в привычках прослушивания в больших городах, составили подробный демографический портрет каждого города, охватывающий все — от возраста, дохода и доли иммигрантов до среднего количества друзей в соцсетях и числа ближайших музыкальных площадок. С помощью вычислительных моделей, учитывающих все эти факторы, исследователи пришли к выводу, что музыкальному разнообразию способствует демографическое смешение в городах, особенно крупных — но это не вся картина. Частично различия в привычках прослушивания могут быть обусловлены нехваткой культурных ресурсов в провинции.
«Даже после учета этих демографических различий крупные города по-прежнему способствуют большему музыкальному разнообразию. Это говорит о том, что здесь играет роль сам характер городских взаимодействий и опыта», — резюмировал Джейкоби.