Зачем в древнем театре Турции выгравировали имя жрицы, выяснили археологи

Римские театры выполняли не только развлекательную функцию: они служили культурными, политическими и религиозными центрами.
Alaattin Timur/Shutterstock/FOTODOM

Археологи в Турции сделали редкое открытие, которое проливает свет на социальную и религиозную жизнь женщин в римских провинциях. В древнем городе Аполлония-ад-Риндакум, расположенном в районе Гелязы, на одном из сидений римского театра обнаружена надпись с именем женщины, предположительно жрицы. Это открытие позволяет исследователям понять, как высокие общественные роли женщин могли отображаться в публичных пространствах почти 1800 лет назад. О находке сообщил портал Anatolian Archaeology.

Имя в верхних рядах театра

Древний театр, стоящий на холме с видом на озеро Улуабат в районе Нилюфер города Бурса, мог вмещать около 5000 зрителей. Он был построен в эллинистический период, а затем перестроен в римскую эпоху, сохранив типичную многоярусную систему сидений, оркестр шириной около 28 метров и VIP-зоны, напоминающие современные ложи. Именно в верхней части зрительской секции — summa cavea, предназначенной для знатных граждан, — археологи обнаружили выгравированное имя «Lonidos».

«Это открытие чрезвычайно важно. Имя женщины-жрицы на театральном сиденье указывает на то, что ее почитали и могли удостоить официального признания в обществе», — отметила профессор Дерья Шахин, руководитель археологической группы Университета Бурса-Улудаг. 

Женщины и религия в Римской империи

женщины и религия в римской империи
Фото: Wikipedia.org

Подобные надписи встречаются крайне редко. Женщины-религиозные деятели в Римской империи часто не оставляли следов в письменных источниках, хотя их участие в церемониях и управлении общинными обрядами могло быть значительным. Упоминание имени Лонида в заметном месте театра показывает, что женщина могла обладать почtтным статусом, выполнять официальные религиозные или административные обязанности и быть видимой для общества.

Реставрация и сохранение исторической целостности

Археологи восстановили 42 разрозненных кресла, используя метод анастилоза, то есть реконструкцию конструкций с применением оригинальных материалов. Множество сидений было смещено, повреждено или засыпано веками, и их реставрация помогает увидеть театр в максимально приближенном к историческому виде состоянии.

«Наличие женского имени на верхних рядах необычно и открывает новые дискуссии о гендерных ролях в древних обществах», — добавляет профессор Шахин.

Римские театры выполняли не только развлекательную функцию. Они служили культурными, политическими и религиозными центрами, где пересекались социальная иерархия и индивидуальные права. Надпись Лонида подчёркивает, что личная идентичность и общественное признание играли важную роль в формировании исторического нарратива.

Вклад в науку и культурное наследие

Находка имени Лонида становится не только археологическим событием, но и образовательной возможностью. Она позволяет показать, что женщины в античности могли занимать видное место в религиозной жизни и обществе, несмотря на редкость письменных упоминаний. Выставка артефактов даст возможность широкой публике оценить вклад женщин в формирование общинной и культурной жизни.

«Это редкая возможность прикоснуться к истории на личном уровне. Имя Лонидос — не просто надпись; это свидетельство того, что женщины играли активную роль в формировании своих сообществ почти два тысячелетия назад», — отметил профессор Шахин.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram