Звездотрясения, звездная «ДНК» и 156 тыс. астероидов: представили новую карту Млечного пути
Gaia — это миссия ЕКА по созданию наиболее точной и полной многомерной карты Млечного Пути. Подобные исследования позволяют астрономам реконструировать структуру нашей родной галактики и ее эволюцию на протяжении миллиардов лет, лучше понять жизненный цикл звезд и наше место во Вселенной.
Как сообщили в ЕКА, выпуск содержит новые и уточненные данные почти для двух миллиардов звезд в нашей галактике. Каталог включает обновленную информацию о химическом составе, температуре звезд, их цвете, массе, возрасте и скорости, с которой звезды движутся к нам или от нас. Большую часть этой информации дала спектроскопия — метод, в котором звездный свет разделяется на составляющие (как радуга). Данные также включают в себя информацию о звездах, яркость которых меняется со временем.
Одним из самых удивительных открытий, сделанных на основе новых данных, является то, что Gaia способна обнаруживать звездотрясения — крошечные движения на поверхности звезды, которые изменяют форму небесного объекта.
Ранее Gaia уже обнаружила радиальные колебания, которые заставляют звезды периодически набухать и сжиматься, сохраняя при этом сферическую форму. Но теперь телескоп также заметил другие вибрации, которые больше похожи на огромные цунами.
Gaia обнаружила сильные звездотрясения в тысячах звезд. Согласно современной теории, у массивных звезд не должно было быть никаких звездотрясений.
«Звездотрясения многое нам показывают о звездах, особенно об их внутренних процессах. Gaia открывает золотую жилу для "астеросейсмологии" массивных звезд», — говорит Конни Аэртс, участник коллаборации Gaia.
То, из чего состоят звезды, может рассказать нам о месте их рождения и последующем путешествии, а значит, и об истории Млечного Пути. Новый выпуск дает самую большую химическую карту галактики.
Некоторые звезды содержат больше «тяжелых металлов», чем другие. Во время Большого взрыва образовались только легкие элементы (водород и гелий). Все другие более тяжелые элементы, были созданы уже внутри звезд. Когда звезды умирают, они выделяют эти металлы в межзвездную среду, из которой формируются новые звезды. Активное звездообразование и гибель приведут к более богатой металлами среде. Следовательно, химический состав звезды немного похож на ее ДНК, что дает нам важную информацию о ее происхождении.
Некоторые звезды в нашей галактике состоят из первичного материала, в то время как другие, такие как наше Солнце, состоят из материи, обогащенной предыдущими поколениями звезд. Звезды, находящиеся ближе к центру и плоскости Млечного Пути, богаче металлами, чем другие. Gaia также, основываясь на их химическом составе, идентифицировала звезды, которые изначально сформировались в других галактиках.
«Наша галактика — это прекрасный плавильный котел звезд. Это разнообразие чрезвычайно важно, потому что оно рассказывает нам историю формирования Млечного Пути. Оно раскрывает процессы миграции внутри нашей галактики и аккреции из внешних. Это также ясно показывает, что наше Солнце и мы все принадлежим к постоянно меняющейся системе», — говорит Алехандра Речио-Бланко из Обсерватории Лазурного Берега во Франции.
Новый каталог двойных звезд представляет эволюцию более 800 тысяч систем, а новый обзор астероидов, включающий 156 тысяч скалистых тел, углубляется в изучение происхождения Солнечной системы. Gaia также раскрывает информацию о 10 миллионах переменных звезд, загадочных макромолекулах между звездами, а также о квазарах и галактиках за пределами нашей.