Что происходит в мозге, когда мы принимаем решения о деньгах или еде — выяснили нейробиологи

Shutterstock
Люди каждый день принимают решения: что надеть утром, что посмотреть вечером. Но неужели люди по-разному решают вопрос о картофеле фри или клубничном торте и о деньгах?

Группа из Рурского университета в Бохуме (Германия) изучила механизмы, лежащие в основе принятия человеком решений, когда речь идет о так называемых первичных вознаграждениях, таких как еда, в отличие от вторичных вознаграждений, таких как деньги. Ученые также проанализировали, в каких областях мозга это будет проходить. Результаты исследования были опубликованы в eNeuro.

Исследователи предложили 28 испытуемым (в соответствии с их предпочтениями) картофель фри или шницель, клубничный торт или шоколадные батончики, а также деньги. А затем позволили выбрать, хотят ли участники получить определенное количество сразу или большее — позже. Время ожидания составляло два дня, две недели, один, три и шесть месяцев, один год. Чем дольше испытуемые решали ждать, тем больше вознаграждение. Решения добровольцы принимали в МРТ-сканере.

«Нам удалось показать, что решения о еде принимаются более импульсивно. С деньгами дело обстоит иначе. Здесь люди предпочитают ждать большей суммы денег. Это потому, что стоимость денег остается стабильной в течение длительного времени, а ценность продуктов питания связана с их скоропортящимися свойствами», — объясняет первый автор Мариус Маркманн.

Различия также отразились на активности мозга во время принятия решений.

«При выборе суммы денег человеческий мозг, по-видимому, задействует области, отвечающие за мониторинг действий. При выборе еды активируются области мозга, важные для принятия решений в социальной среде. Однако различия в сетях мозга оказались меньше, чем мы ожидали. Это говорит о том, что решения о еде и деньгах следуют схожим закономерностям обработки», — говорит Буркхард Плегер, руководитель исследования.

Импульсивные люди демонстрируют более слабый самоконтроль, потребляют больше калорий, более склонны к зависимости от Интернета, социальных сетей, смартфонов, азартных игр и пр.

«Для людей с аддиктивным поведением самоконтроль над сиюминутными удовольствиями является критической проблемой. Если бы мы могли определить, какие конкретные процессы принятия решений играют роль в аддиктивном поведении, это могло бы привести к новым видам лечения», — говорит Плегер.