Нельзя скушать. Генетики создают ГМО-шедевры вопреки нелепым запретам
Почему за генно-модифицированными продуктами будущее? Какие суперпродукты с ГМО уже разработаны учеными? Почему сами производители не имеют права их попробовать? В каких странах запрещены трансгенные продукты, а где им дали зеленый свет? Мы собрали всю правду о ГМО — без домыслов и мифов.
Как вас заставили бояться
Как показывают опросы телеканала «Наука», многие россияне испытывают страх в отношении генной инженерии. По большей части это связано с подачей темы в СМИ. В поисках сенсаций журналисты выпускают фейковые новости. Например, рассказывают о гибели человека от помидоров с геном рыбы или публикуют результаты псевдоисследования о раковых заболеваниях у крыс, евших генно-модифицированную кукурузу.
Если проверить источники такой «научной» информации, то окажется, что статья ученого вскоре была отозвана и опровергнута, лабораторные крысы линии Sprague Dawley и без ГМО подвержены раку, а смерть несчастного помидороеда была и вовсе придумана сайтом, специализирующимся на сказочных новостях
Об этом в интервью «Науке» рассказал кандидат биологических наук, член комиссии РАН по борьбе со лженаукой, лауреат премии «Просветитель» Александр Панчин.
«Подобные фейковые новости появляются очень часто, и у людей возникает ошибочное представление о генной инженерии и о том, что такое генетически модифицированные организмы. Чтобы эти страхи поуменьшить, надо пояснить, что гены есть у всех животных и у всех живых организмов, что мутации возникают в каждом поколении. Что генная инженерия — это просто способ более точно контролировать эти мутации, чтобы не полагаться на случайность, как это происходит при обычной селекции в растениеводстве или животноводстве, а получить разумный дизайн», — сказал он.
ГМО вне закона
В большинстве стран в отношении ГМО-продукции принимаются ограничения: на ее выращивание и продажу. В России с 2016 года также действует закон о ГМО и продукции, за исключением проведения экспертиз и научно-исследовательских работ.
Ученым, которые ведут опыты в лабораториях, приходится получать на свои эксперименты особые разрешения. Доходит до смешного.
Британские специалисты выращивают генно-модифицированные овощи и растения и не могут оценить, какой у них вкус, так как пробовать ГМО запрещено по закону
В США законодательство несколько мягче, и некоторые европейские ученые, сделавшие открытия на родине, планируют развивать производство на другом континенте. Но самыми перспективными для развития ГМО станут страны третьего мира, где нет ограничений в отношении ГМО и есть огромная потребность в такой продукции.
Специалисты уверены, что их технология биоинженерии в недалеком будущем спасет миллионы людей на планете. В первую очередь от голода, связанного с ростом населения и изменением климата.
По расчетам экспертов, уже к 2050 году землянам понадобится на 70% больше еды, чем сейчас, из-за увеличения спроса таких индустриально развивающихся стран, как Индия и Китай
А также нам угрожает сокращение сельскохозяйственных угодий. Из-за глобального потепления к концу века многие пашни станут непригодны, а некоторые города и страны уйдут под воду, когда поднимется уровень Мирового океана.
Вот почему ученые так сосредоточены на создании ГМО-продукции: несмотря на ограничения и критику, они стараются привить сельскохозяйственным культурам новые качества, которые пригодятся им в будущем. Добавляя один-два новых гена к существующим растениям, овощам и фруктам, они повышают их жизнестойкость, питательность и полезность. Звучит неубедительно? Тогда приведем наглядные примеры.
Вавилов спасает британскую картошку
В Центре по проведению генетических исследований в британском Норвиче разработан ГМО-картофель с иммунитетом к опасной картофельной болезни — фитофторозу. В XIX веке в Ирландии это заболевание привело к Великому голоду — погибли почти 1,5 млн человек. Ущерб от фитофтороза и сегодня исчисляется в миллиардах долларов по всему миру.
Биоинженер Джонатан Джонс удалил у картофеля уязвимую ДНК, которая не может справиться с болезнью, и добавил специальную бактерию, с помощью которой растение приобрело иммунитет. Необходимый ген для защиты команда ученого нашла в Мексике у дальнего родственника картофеля — растения Solanum americano, которое выработало иммунитет к фитофторозу естественным образом.
Примечательно, что в поиске нужных генов Джонс воспользовался услугами центра природного разнообразия. И за это он благодарен российскому ученому, создавшему первую коллекцию семян со всего света.
«На самом деле великий русский ученый Вавилов предложил концепцию подобного центра разнообразия — использования дикой флоры для введения в культуру новых растений. Мы же просто продолжаем идти его путем. Заходим в патогенный центр, чтобы найти новый ген устойчивости к заболеванию, который мы могли бы использовать», — говорит британский профессор
Пока ГМО-картофель не разрешен к употреблению даже самим ее создателям, фермеры Северной Европы продолжают обрабатывать урожай химикатами — от 15 до 20 раз за сезон. Вы уверены, что это более полезно, чем картошка с тремя измененными генами? Подсказка: картофеля без генов в природе просто не существует. В натуральном продукте без ГМО уже содержится 30 000 генов. Так что еще один ничего не меняет — ни во вкусе, ни в полезности клубней.
Рыбий жир из растений
Как известно, омега-3-жирные кислоты очень полезны и нужны человеческому организму. Производство этого вещества из рыбы довольно дорогое и требует… рыбы, запасы которой в океане не бесконечны. Поэтому ученые из Ротамстедского научно-исследовательского центра в Великобритании ищут новые пути получения омега-3. В ходе экспериментов они добавили к травянистому растению рыжик посевной, которое растет очень быстро и не требует сложного ухода, ген микроводорослей, живущих в океане. В результате получился рыжик с рыбьим жиром, но без использования рыбы. Ни одно другое растение в мире не содержит омега-3. Но создатель семян с рыбьим жиром, профессор Джонатан Напьер сетует, что его работа пока не нашла применения:
«Я буду очень огорчен, если мое открытие так и не будет использовано. Мы потратили столько времени и сил на то, чтобы создать этот рабочий вариант. И он работает! И самое ужасное, если все это останется здесь, в лаборатории, и никогда не будет использовано. Это будет катастрофа»
Поэтому Напьер планирует выращивать рыжики в Америке, так как там у трансгенных продуктов больше шансов попасть на полки магазинов, чем в Европе.
Железный хлеб, который нельзя попробовать
В Центре Джона Иннеса в Норвиче создают еще одно генно-модифицированное растение с полезной добавкой: пшеницу, обогащенную железом. По оценке экспертов, около миллиарда людей в мире страдают от дефицита этого элемента в организме. Трансгенная пшеница содержит 20 мг железа на 1 г растения. Это результат многолетней работы ученых. Расшифровать ДНК пшеницы удалось спустя десятилетия после расшифровки первого генома растения и уже после секвенирования человеческого генома. В геноме пшеницы более 100 000 генов, и было совсем непросто отыскать те, что отвечают за доставку железа. Когда же они были найдены, ученым осталось произвести экспрессию генов, получить обогащенные железом зерна и испечь хлеб.
Однако — вот загвоздка! — пробовать получившийся продукт ученым было нельзя. Поэтому они дали его протестировать бактериям, аналогичным тем, что живут у нас в желудках. Реакция была положительной. Следующими клиентами станут мыши. А вот когда очередь дойдет до людей, не совсем ясно
Ученые ведут переговоры с организацией из Мексики, которая поставляет продукцию в африканские страны, Бангладеш, Индию, Пакистан. В Бангладеш нет запретов против ГМО, так что, возможно, именно эта страна первой получит «железную пшеницу».
«Наша пшеница с высоким содержанием железа на самом деле выглядит обычно и ведет себя как нормальная пшеница. Нет никаких причин для опасений. Наша пшеница точно не ходит на двух ногах, как предсказывалось в некоторых фильмах», — говорит сотрудник центра Яника Балк.
Рапс вместо молока матери
Ни одна детская смесь не идентична по составу грудному молоку. Даже в самых дорогих и современных заменителях грудного молока содержится только 40–45% от количества насыщенных жирных кислот, которые получил бы младенец на естественном вскармливании. Питер Истмонд из Ротамсдетского научно-исследовательского центра придумал, как решить эту проблему: нужно делать смеси из рапса, ведь в этом растении уровень жирных кислот необычайно высок. «Ни один растительный организм не способен воспроизвести жирные вещества, которые есть в настоящем человеческом молоке, а именно триацилглицерин — молекулу жира. Она играет важную роль в кормлении: помогает младенцам усваивать питательные вещества», — объясняет Истмонд. И добавляет:
«Мы можем создать продукт, который полностью копирует структуру жира человеческого грудного молока. Причем сделать это в промышленных масштабах и гораздо дешевле»
Целых семь лет ученый кропотливо работал над изменением метаболизма растения и наконец смог заставить рапс воспроизводить жиры, подобные тем, что есть в грудном молоке.