Мария Семенова: «Научный мир — совершенно закрытый, но нам удалось в него проникнуть»
Сегодня канал «Наука» празднует свое десятилетие. Читайте интервью с главным редактором телеканала Марией Семеновой.
— Мария, с чего начался канал, есть ли какая-то история на эту тему?
— Когда десять лет назад мы это все задумывали, на российском рынке научного контента просто не было. Никто за него не брался. Это потом, глядя на нас, многие федеральные каналы и наши коллеги начали запускать научно-популярные программы и вообще наука вышла в топ. Это хорошая тенденция, которую, как мне кажется, мы десять лет назад почувствовали и решили попробовать. Спасибо нашим начальникам, что они такие идейные энтузиасты и поверили в то, что тема будет востребована.
На тот момент у нашей команды был уже большой телевизионный опыт. Был успешно запущен канал «Моя Планета», и там мы делали какой-то научно-популярный контент. Мы также работали для ВГТРК, для «России 2» и «России 24», делали научно-популярный альманах. То есть мы старались эту тему развивать и брать в работу.
Конечно, делать научно-популярный контент — большая задача. У нас были хорошие примеры: мы смотрели BBC, Discovery, все лучшее, что было на тот момент на рынке, и, конечно же, на них ориентировались. Десять лет назад уже был определенный зрительский запрос, который правильно уловили наши руководители.
— А 20 лет назад и ранее научпоп не выстрелил бы? Тема не была популярной?
— В Советском Союзе было научное телевидение и передачи. Вспомним такие проекты, как «Очевидное — невероятное». И, кстати, спасибо огромное Сергею Капице! Он успел нам еще при жизни прислать письмо и поздравить с тем, что мы запустили канал (мы сохранили письмо). Он был очень рад тому, что мы подхватили это знамя.
Конечно, это было нужно и 20 лет назад, и раньше, но тогда происходили глобальные изменения в целом в стране, в мировоззрении. Телевидение работало больше на развлекательную информационную историю. Но надо сказать, что были очень толковые журналы: «Наука и жизнь», «Популярная механика» — и мы со всеми с ними встречались. То есть было понятно, что это направление востребовано, потому что человек хочет развиваться, он хочет получать новую информацию, а не только развлекаться телевизором.
— Сегодня каналу «Наука» десять лет. Какие итоги можно подвести? Есть ли цифры, факты, выводы, которые вы хотели бы озвучить?
— За эти десять лет, конечно, выросли профессионально, научились это делать максимально доступно и захватывающе для зрителя. Цифры не стыдно озвучивать, потому что это очень хорошие цифры. Мы очень здорово растем! У нас 2 млн подписчиков на YouTube, у нас 1 млн зрителей в сутки по стране. 12 млн зрителей в месяц — я считаю, что это хорошее достижение. Я не хочу подводить никаких итогов в силу того, что тема науки — она вообще бесконечна.
Может быть, через десять лет мы будем уже через какие-то чипы вещать, но главное — то, что все это востребовано, люди хотят это смотреть. Было бы неправдой сказать, что мы что-то делаем для себя. Нет, конечно, мы все делаем для зрителя. Мы смотрим ежемесячно социологию, понимаем, на что наш зритель реагирует, какие темы его больше интересуют, и мы стараемся в эту сторону работать. Это классно, что благодаря современным технологиям мы можем быть в контакте и реально отслеживать реакцию, видеть ее в текущем моменте.
Например, мы делали трансляцию приземления марсохода и тоже смотрели ее. Я сама сидела ночью и смотрела, и вы знаете, когда растут цифры подключения, понимаешь, что ты сидишь «в моменте» — вместе со своим зрителем. Мало того что это огромной важности глобальный момент для всего человечества, а тут ты еще в реальном времени смотришь это вместе со своими зрителями, и это до мурашек! Но нам, конечно же, есть куда стремиться, и итогов подводить не будем.
— Все-таки канал «Наука» ориентирован на определенного зрителя: развитого, интеллектуального, образованного. А как вы потенциально оцениваете емкость своей аудитории, есть ли еще неохваченная аудитория?
— Я думаю, что она широчайшая. Конечно, наш зритель — он вообще самый лучший: самый умный, стремящийся к собственному развитию. Но мы стараемся говорить на таком языке, чтобы это было понятно максимально широкой аудитории. Да, у нас бывают сложные темы, когда мы рассказываем про время, гравитацию, темную материю, но мы все равно стараемся находить всякие инструменты, начиная от слов и текста и заканчивая визуальным рядом, чтобы это донести до зрителя, которому, возможно, и математика вообще неинтересна, и физику он в последний раз читал в глубоком детстве в школе. Но хочется делать работу свою так, чтобы этот человек, который случайно попал к нам, задержался и посмотрел. И, кстати, время смотрения у нас приличное: в среднем нас смотрят непрерывно 23 минуты. Наш основной зритель — это молодая образованная аудитория 25–49 лет. Среди них есть, конечно же, и ученые, и студенты, и аспиранты.
— Если сравнивать канал «Наука» десять лет назад и сейчас, то какие глобальные изменения произошли? Поменялась ли миссия, концепция, стиль, подача?
— Мы развиваемся, как и всё вокруг. В какой-то момент мы поменяли название, но до сих пор многие люди называют нас «Наука 2.0» и спрашивают: а почему 2.0? Потому что мы хотели сразу, выходя на это поле, объявить: «Ребята, мы будем говорить про науку по-другому! У нас новая прошивка. Мы пришли с новыми свежими идеями и мозгами. Мы хотим перезапустить это научное русскоязычное вещание и сделать его новым для вас». Мне кажется, мы со своей задачей справляемся. Мы не меняли своих принципов, наша основная и принципиальная задача — быть достоверными на 100%. Потому что наш зритель, конечно, к нам лоялен, он нам доверяет, и мы не можем его доверие обмануть. Поэтому любой сценарий, который пишется, мы проверяем по 300 раз у наших специалистов, у наших спикеров. Его вычитывает наш научный редактор Иван Семенов — человек совершенно невероятных знаний. Идет проверка по 300 раз, правки — читки — правки — читки… Потому что это наш основной принцип: мы должны быть не только интересным научно-популярным каналом, но и достоверным. Репутация, которую мы себе заработали за десять лет, — это, наверное, наша главная ценность.
Когда мы только начинали, ученые с нами общались очень осторожно, потому что научный мир совершенно закрыт. Это мир, в который не так просто попасть, чтобы с тобой разговаривали на равных, а уж тем более вступать в какую-то историю, когда мы все вместе задумываемся, как это донести до зрителя. А сегодня нас приглашают, и наши ученые становятся нашими ведущими, научное сообщество для нас открыто. И я считаю, что это самое большое наше достижение.
— Наверное, основная сложность — это переводить научный язык в телевизионный формат, чтобы было не скучно?
— Да, это непростая задача, и я надеюсь, что с этим мы хорошо справляемся. Но здесь, в этом заигрывании с доступностью и открытостью информации, важно не потерять вторую сторону вопроса — непосредственно людей науки, которые являются ничуть не менее важными. Не потерять их доверие и желание смотреть. Поэтому, когда мы работаем с текстом, мы должны соблюдать баланс между доступностью и достоверностью.
У людей есть потребность не только в развлекательном контенте, но и в контенте, который обучает и дает какие-то новые знания. Мне кажется, это классно: человек может посмотреть 30 минут канала и подпитаться новой информацией, пойти вечером с друзьями на ужин и поделиться с ними знаниями («Я увидел на канале "Наука"»…), удивить своих коллег или сокурсников. У нас есть специальные короткие форматы, в которых содержится какое-то количество информации с эффектом «Я даже об этом не знал, как здорово!».
— Все больше людей отказываются от телевизоров, многие говорят, что у них дома нет «ящика». Считаете ли вы, что в этой связи важнее развивать вещание в Сети?
— Мы развиваем и то и другое. Я для себя как главный редактор не делаю никакой разницы, для меня одинаково важны обе эти платформы, и я одинаково, с любовью и вниманием, отношусь к зрителям. Я читаю отзывы, получаю фидбэк, смотрю данные статистики, кто и как нас смотрит.
Насчет «нет телевизора», как мне кажется, это немножко кокетство: «Я не смотрю телевизор». ОК, но ты же смотришь YouTube, у тебя есть монитор, через который смотришь кино, сериалы или что-то еще. Мы же не в лесу живем, человек XXI века не может жить без информации. Образовательный научный канал — это возможности саморазвития без напряга: вы просто включили и потратили полчаса, а не выкинули это время, узнали что-то новое. Это касается не только нашего канала, а того же канала «История». Я, например, смотрю его с огромным удовольствием. «Науку» я смотрю просто в силу того, что это моя работа, я не могу его не смотреть, хотя знаю все, что там идет, примерно наизусть.
Я отсматриваю еще всю закупку, которая идет: это BBC, Discovery — лучшие мировые производители, которые есть сейчас на рынке. Вы не представляете количество часов, которые мы отсматриваем для того, чтобы сформировать пакет на 80 часов! Мне приходится отсматривать 300–400 часов для того, чтобы найти самое лучшее.
— А вы не думаете, что через десять лет телевизора вообще не будет?
— Да, не исключено, что мы будем через чип получать информацию сразу в мозг. Я как человек, имеющий отношение к развитию науки, верю в то, что все это будет. Мы усилием мысли сами будем выбирать себе, что смотреть. Главное, чтобы это было по доброй воле. И если человек будет выбирать канал «Наука» усилием мысли, я буду только счастлива. А наука — она бесконечна, как космос. Наука — это все, что нас окружает, и мы сами. Если вы думаете, что наука — это что-то такое пыльное, скучное где-то в каких-то лабораториях и неизвестно, что там происходит в этих чашках Петри, то глубоко заблуждаетесь. Потому что по факту и наука, и технологии — это вот все вокруг нас, все из этого состоит и это каждый божий день идет к чему-то новому.
Мы всегда открыты для нового. У нас в этом году будет пять лет конкурсу «Снимай науку!» — для нас это свежая кровь, свежие идеи, свежие мысли. Это люди, которым действительно это интересно, они снимают, фотографируют, и, мне кажется, это очень здорово, что у нас есть такой конкурс и есть такая возможность — дать людям шанс о себе заявить. Какие-то из наших победителей становятся нашими ведущими. Например, Саша Иванов когда-то участвовал в конкурсе и победил, мы его пригласили, и он уже не первый год делает проект по химии.
— Какая стратегия развития на следующее десятилетие у канала «Наука», какие планы?
— Строить какие-то определенные планы, давать прогноз я бы не взялась. Мы в таком мире живем… Прошел год, как объявили карантин в Москве, и мы все думали, что это на неделю, на две. Но мы год прожили в таком состоянии. Поэтому я бы не взялась делать какие-то прогнозы. Как оно будет через десять лет, я не знаю — возможно, действительно, мы будем уже без всяких приборов, без необходимости заходить в интернет получать информацию по запросу силой мысли. Это было бы здорово.
— Можете анонсировать хотя бы ближайшие новинки?
— Мы каждый год запускаем какие-то новые линейки. В этом году мы запустили новый проект — «Истории болезней» с Алексеем Егоровым. Это проект об истории медицины, который сделан с научной точки зрения, но при этом мы добавили туда юмора. Очень рекомендую его к просмотру. Также у нас будет новый проект о гравитации с Алексеем Семихатовым. Я думаю, что это будет очень интересно. Как пример — вы можете посмотреть наш проект «Время» с Алексеем Михайловичем, чтобы понять задумку. Плюс в этом году 60 лет первому полету в космос. Поэтому мы ввели новую номинацию в наш конкурс «Снимай науку!» — «Космос». Очень надеюсь, что там будут интересные работы и мы будем показывать их на открытых площадках в Москве и в России. Я призываю всех желающих, кто любит науку, снимать свои видео и фотографии, участвовать в нашем конкурсе. У нас очень классные призы (денежные) и есть подарки от наших партнеров. Присылайте свои работы! Мы ищем таланты, ищем новые видения, новые подходы. Поэтому ждем с нетерпением всех работ — для нас это важная история.
Текст: Евгения Шмелева