«Нынешние 30 лет — это 20 лет в предыдущую эпоху»
Поведение нынешних 30-летних по сравнению с поведением их родителей в том же возрасте кажется максимально инфантильным. Современные «взрослые дети» безжалостно высмеивают себя за это в многочисленных мемах.
Но социологи объясняют: нежелание рожать детей или самостоятельно справляться с бытовыми проблемами — это вполне рациональное поведение в сегодняшнем мире. Ведь ряд изобретений (и речь не только и не столько об интернете и смартфонах) радикально изменили нашу реальность за последние годы.
Канал «Наука» обсудил мемы и теорию поколений с Екатериной Митрофановой — кандидатом социологических наук, старшим преподавателем кафедры демографии, научным сотрудником Института демографии.
— Екатерина Сергеевна, насколько правдив мем про инфантильных 29-летних миллениалов и их ответственных родителей?
— Каждое поколение, конечно же, имеет свою специфику. Действительно, кто-то больше ориентирован на игровые активности, потому что рос во времена, когда доступны и популярны компьютерные игры, а, например, советским поколениям, взрослевшим после Второй мировой войны, было просто не до развлечений, так как нужно было восстанавливать страну.
Также из-за того, что продолжительность жизни увеличивается, в том числе в России, у нас раздвигаются возрастные рамки различных этапов жизни.
Сравнивая сегодняшнего 20-летнего человека с ровесниками, жившими 30–40 лет назад, мы понимаем, что нынешние 30 лет — это 20 лет в предыдущую эпоху. То есть происходит инфляция возраста
Это как инфляция денег, когда деньги обесцениваются. Сегодняшний 30-летний человек перестает быть таким же взрослым, самостоятельным и состоявшимся, как раньше, так как нынешние требования ко взрослости меняются и размываются. Если 30 лет сегодня — это еще переход во взрослую жизнь, то 20-летние вообще больше похожи на подростков по своим увлечениям, по тому, что они делают в течение дня, по тому, в каких социальных статусах они находятся. Это на самом деле норма, она проявляется и в других странах: в Европе, Америке и в России тоже, так как у нас происходит второй демографический переход.
Сейчас происходит переход к новым формам семейной жизни. Это стало возможным благодаря появлению современной контрацепции, которая сохраняет очень большой период активной молодой жизни для женщин. Когда у нас появляется возможность контролировать наступление деторождений, мы сохраняем себе очень большой период времени. Во-первых, мы не рожаем детей «вхолостую». Если раньше в традиционном обществе дети умирали из-за плохих условий и медицины, то сегодня, если уж мы рожаем ребенка, скорее всего, он выживет. И нам, женщинам, не нужно тратить свое здоровье на лишнее деторождение. Мы экономим ресурсы своего организма и ресурсы временные, откладывая это событие до того времени, когда будем готовы к нему морально, физически, финансово — во всех аспектах. Поэтому этот мем действительно имеет под собой основания, но эти основания заложены не только в самом поколении, они связаны также с тем, как сильно сдвигаются границы возрастных этапов жизни.
Недавно Госдума одобрила законопроект о расширении молодого возраста.
Раньше человек считался молодым до 30 лет, а сейчас этот возраст продлен до 35. А по данным ВОЗ, это вообще 44 года
Во всех развитых странах наблюдается тенденция к откладыванию наступления событий, маркирующих взросление, поэтому и формально закрепленный возраст сдвигается. Человек даже выглядит моложе, находясь в том же диапазоне возрастов. Если мы сравним сегодняшних 50-летних женщин, в том числе в России и особенно за рубежом (различных актрис, певиц, моделей), то увидим: они в 50 лет выглядят на 20–30 лет благодаря тому, что ухаживают за собой, поддерживают физическую активность. Они красивы, здоровы и выглядят как молодые девушки. Еще каких-то полвека назад такое трудно было себе представить, потому что не было развитой медицины и все лайфхаки, которыми мы сегодня пользуемся, были недоступны и еще не изобретены. Так что предпосылки для того, чтобы меняться внешне и менять свою жизнь, очень объективны. И этот мем просто высвечивает то, что по-настоящему происходит в мире, в развитых странах.
— Как понять, что здесь причина, а что следствие? Человек понял, что может жить дольше, и изменил свое поведение?
— На самом деле ничего не происходит по какой-то договоренности или по указке. Никто не залезает на сайт Росстата и не смотрит прогноз продолжительности жизни. Это происходит очень интуитивно. Просто люди используют новые практики в своей жизни — то же контрацептивное поведение. Поколение, которое родилось в конце 1980-х и в 1990-е годы, взрослело в условиях большего доступа к разной информации, оно имело возможность в аптеке купить те же оральные контрацептивы.
Оральные контрацептивы некоторыми экспертами считаются одним из главнейших изобретений XX века, потому что столько, сколько они принесли изменений, мало что принесло, разве что интернет и мобильная телефония
Контрацепция позволяет менять гендерные и межпоколенческие контракты в обществе. Когда мы применяем новые практики, мы вдруг обнаруживаем внезапно, что в 30 лет мы не идем скорее рожать ребенка, потому что иначе станем «старородящими», а делаем карьеру, потому что чувствуем себя достаточно энергичными, не видим никаких препятствий для этого и общество на нас все меньше начинает давить. Мы смотрим американские, европейские сериалы и видим, как для людей нашего возраста характерно такое поведение. У тех же ютуберов, блогеров видим обсуждения по поводу своей свободы, сексуальных практик и идентичностей, психологических заболеваний. Становится нормальным говорить на эти темы, и мы понимаем: это не я такая неправильная, почему-то не рожаю, а это такая тенденция времени. Постепенно она становится приемлемой и закрепляется. Для моего поколения это еще пока плюс-минус нормативно, а для следующего поколения это уже будет совсем нормативно, когда деторождение происходит за пределами, например, 35 лет.
— К какому поколению вы относитесь, чтобы был понятен контекст? И как вообще решается вопрос деления на поколения?
— На самом деле теорий поколений очень много. Классической, закрепившейся в массовой культуре, является теория Хоува и Штрауса. По этой теории мое поколение — это миллениалы (поколение Y): годы рождения с 1983-го по 2003-й. А следующее поколение — это зэты (поколение Z), с 2003-го по 2023-й. Есть еще поколение X — с 1963-го по 1983-й. И бэби-бумеры — с 1943-й по 1963-й. Можно соглашаться с этим делением или не соглашаться, деление на поколения — это большая условность. Каждый применяет такую разбивку, которая сообразна тому вопросу, с которым работает исследователь. По классификации Хоува и Штрауса я отношусь к миллениалам, потому что родилась в 1987 году.
— Какие ключевые характеристики есть у социологов для поколения миллениалов в сравнении с предыдущими?
— Миллениалы — это те, кто еще переучивался с аналоговых форм получения информации на цифровые. Когда я росла, еще были мультики по телевизору, все было по расписанию телепрограмм. Сетку формировал кто-то за нас, а не мы сами. Сегодняшние дети, зэты — те, которые рождается с планшетом в руке, — уже мыслят себя внутри этой цифровой культуры, они являются цифровыми аборигенами. Им уже не нужно ждать какого-то расписания мультиков: они просто открывают YouTube, вбивают, что они хотят, и тут же получают результат. И конечно, они отличаются от моего поколения: они привыкли к этому быстрому доступу к информации, к тому, что всегда получают ответ на любой вопрос. Помню, когда у меня был какой-то вопрос, он меня сильно мучал, потому что я нигде не могла найти на него ответ: искала в энциклопедиях, спрашивала у родителей, знакомых — никто не знал. А сегодня ты просто открываешь интернет и сразу узнаешь все, что тебя интересует. Поэтому у этих новых детей, конечно же, формируется такое отношение к миру, что все доступно для поиска, правки, комментария.
У поколения Z есть полное ощущение того, что они, во-первых, все везде могут прокомментировать, на все могут дать реакцию, а во-вторых — что их комментарии всем нужны. Например, поколение бэби-бумеров, или иксов, то есть тех, кто родился и взрослел в Советском Союзе, не привыкли к тому, что их мнение спрашивают. Они очень его стесняются давать, не понимают, какие будут последствия, потому что люди еще помнят воспоминания своих родителей о репрессиях, развенчание культов личности, помнят те времена, когда было опасно сказать свое слово. Поэтому они не особенно комментируют и не понимают, зачем нужны соцсети. А молодежь — она как раз наоборот вовлечена во все это. У них сейчас и сам возрастной этап способствует тому, что они хотят проявляться вовне, знакомиться, идет этап поиска партнеров, поэтому они максимально себя демонстрируют. А во-вторых, они просто не знают другого мира, кроме того, где можно все прокомментировать и оставить свое мнение на любой счет.
— Действительно ли миллениалы более беспомощное и инфантильное поколение, как их представляет популярный мем?
— Каждое поколение обучается тем задачам, которые максимально релевантны тому времени, в котором оно растет. Для поколения наших родителей максимально релевантной задачей было выжить. Это верно и для поколения, которое прошло войну, и для поколения, которое прошло 1990-е годы, тем более в нежном 20-летнем возрасте.
Эти поколения привыкли к тому, что им нужно выживать: уметь сварить картошку, починить радиоприемник, суметь из пластиковых бутылок построить космический корабль
Если помните передачу «Очумелые ручки», журналы «Сделай сам» — это все было очень актуально, особенно в условиях дефицита. Физические трудовые навыки, реальные бытовые умения, смекалка — вот что составляло компетенции взрослого человека в советское время.
Для нашего поколения эти навыки не являются актуальными, так как изменилось время и его требования к нам. У нас есть доставка и огромное количество точек питания. Этого всего в советское время не было. Бум торговых центров начался в нулевые. И поколение молодежи выросло в ситуации, когда они не ходят друг к другу домой в гости, не едят салатики и пюрешку, а ходят в торговые центры и едят там. Поэтому для них умение сварить картошку — не жизненно важный навык. Для них важнее умение быстро найти информацию, правильно ее расшарить, поставить нужные теги для публикации и привлечь максимальное число фолловеров. Потому что это для них ресурс, который они могут монетизировать, источник доходов и популярности. Это просто рациональный выбор. Каждое поколение очень рационально: оно использует свои ресурсы, энергию своего молодого возраста так, чтобы максимально ее капитализировать.
Более того, сейчас время огромных возможностей, есть куча альтернатив. Если в советское время поколения выбирали, чего они хотят, из очень маленького количества опций, потому что были закрыты границы, можно было путешествовать только по СССР, количество вариантов для трудоустройства было очень ограниченно (после получения образования следовало распределение на работу), то сейчас все эти выборы человек должен сделать сам. И выбор партнера, и выбор работы, и выбор места жительства. И он должен не только сделать выбор, но и к нему подготовиться: морально, финансово, физически. Поэтому эта инфантильность, которую мы можем замечать у молодежи, — это просто реакция на то, что им нужно делать такое невероятное количество выборов, которое не приходилось делать ни одному поколению до них. Инфантильность — это просто рациональная и естественная реакция психики, когда она перегружена задачами. Как следствие, возникают прокрастинация и эскапизм — желание убежать от задачи и отложить ее как можно на подольше.
— Почему все больше людей становится сегодня чайлдфри, отказываются от рождения детей?
— Что такое чайлдфри? Если вы себе визуализируете свою жизнь длиной в 80 лет, вы поймете, что, родив ребенка сейчас, даже в 35–37 лет, вы проживете с этим ребенком порядка полувека. Это 50 лет, когда ребенок будет жить с вами в одном мире, и вы будете за него волноваться, его обеспечивать, на нем будут сосредоточены ваши эмоциональные и материальные ресурсы. А люди очень рациональны. Они понимают, что сейчас ребенок не выполняет никаких объективных задач. Если раньше, в традиционное время, ребенок мог работать на поле и приносить какую-то пользу, то сейчас ребенок — это очень сильно альтруистичная история. Вы в него будете вкладываться лет до 20, а может, и до 30, потом он начнет работать, но он вряд ли будет окупать ваши издержки, он будет, скорее всего, индивидуалистом и работать на свои задачи, потому что сейчас время индивидуалистов. Если он и будет вам помогать, то в лучшем случае лет с 30–40. То есть ребенок сегодня — это не инвестиция, это, наоборот, очень много расходов, очень много альтруизма. Многие люди на интуитивном уровне понимают, что это очень ответственно, очень затратно и что к появлению ребенка нужно быть готовым психологически и материально. Что за счет ребенка нельзя решать свои психологические проблемы, надо их сначала отработать. Когда все это понимание приходит к человеку, оно как минимум стопорит желание моментально завести ребенка, а в предельном случае люди отказываются от деторождения.
Есть мнение ученых, которые заявляют, что чайлдфри себя часто называют те пары, которые физически не могут иметь ребенка, то есть у них какие-то проблемы со здоровьем, а бесплодными себя называют те, кто реально не хочет иметь ребенка. Люди прикрываются той причиной, которая для них менее болезненна, чтобы скрыть ту причину, которая им на самом деле тяжела и неприятна. Поэтому говорить, что мы точно знаем, почему пара отказывается от деторождения, мы не можем. К сожалению, на этот вопрос в исследованиях не все отвечают честно, и действительно возможно, что нежелание иметь ребенка — это просто эффект возраста, когда «я еще слишком молода и не готова инвестировать свои ресурсы в деторождение». И для того, чтобы слишком назойливые родственники или знакомые от меня условно отстали, я могу сказать, что я не хочу иметь детей.
Поэтому чайлдфри — это очень новая тема, о которой мы пока не можем говорить однозначно. Пока даже не во всех регионах можно открыто говорить о том, что вы не хотите ребенка, — вы столкнетесь с недопониманием и осуждением и, может, даже с какими-то санкциями.
Текст: Евгения Шмелева