Чем отличается новая ракета New Glenn от прорывной Starship Маска
Игры на фондовом рынке и биржевые спекуляции в прошлом — теперь миллиардеры соревнуются в космическом пространстве. Компании Илона Маска и Джеффа Безоса положили начало новой эре покорения космоса запусками своих мегаракет: Starship от SpaceX и New Glenn от Blue Origin.
New Glenn и Starship: обзор
New Glenn — тяжелая двухступенчатая частично многоразовая ракета, разработанная Blue Origin. Она призвана конкурировать с Falcon 9 и Heavy от SpaceX в доставке на орбиту спутников, а также пилотируемых миссий. Кроме того, New Glenn станет частью других проектов компании, таких как орбитальная станция Orbital Reef и логистическая платформа Blue Ring.
Сверхтяжелый Starship, разработанный SpaceX, состоит из двух полностью многоразовых ступеней: ускорителя Super Heavy и космического корабля Starship. Конечная цель проекта — доставить людей на Марс; SpaceX планирует запустить буквально тысячи Starship на Красную планету в течение следующих нескольких десятилетий. Вариант Starship также был заказан NASA для высадки людей на Луну.
История и предпосылки
У SpaceX и Blue Origin много общего, особенно на заре их существования. Они основаны примерно в одно и то же время (в 2002 и 2000 годах соответственно) амбициозными миллиардерами и ставили перед собой схожие цели покорения космоса на благо человечества: SpaceX хочет принести цивилизацию на Марс, а Blue стремится к тому, чтобы «миллионы людей жили и работали в космосе», чтобы ослабить нагрузку на Землю.
В последующие два десятилетия SpaceX запустила частично многоразовую ракету Falcon 9, ее мощную сестру Falcon Heavy, космический корабль Dragon, спутниковую группировку Starlink и первые прототипы Starship.
Успехи Blue Origin не кажутся столь впечатляющими — только 16 января ее ракета вывела на орбиту полезный груз, а до тех пор суборбитальная New Shepard (оснащенная такими же, как New Glenn, двигателями BE-4) выполняла полеты до границы с космосом на высоте 100 км.
И Starship, и New Glenn были официально анонсированы их компаниями в первой половине 2010-х годов, хотя Илон Маск упоминал о планах еще раньше. SpaceX начала летные испытания первой части Starship в 2019 году и запустила первый полномасштабный аппарат в апреле 2023 года; многие испытания закончились неудачей, но они сполна окупились: Starship пережил вход в атмосферу, а Super Heavy даже был пойман своей стартовой башней для повторного использования.
Долгожданная New Glenn стартовала после многократно отложенных запусков в четверг. Первый ее орбитальный полет признан успешным, хотя многоразовую ступень посадить не удалось (это, по словам разработчиков, было программой-максимум).
Размеры и характеристики ракет
Размеры
New Glenn
- Высота: 98 метров
- Диаметр: 7 метров
Starship
- Высота: 120 метров (до 150 в будущих версиях)
- Диаметр: 9 метров
Силовая установка
New Glenn
- Первая ступень: семь двигателей BE-4, работающих на метане и жидком кислороде. Тяга на старте до 40 000 кН.
- Вторая ступень: два двигателя BE-3U жидком водороде и жидком кислороде, 1400 кН.
Starship
- Super Heavy: 20 маршевых и 13 рулевых двигателей Raptor 2 (на уровне моря) на жидком метане и жидком кислороде с тягой 75 315 кН.
- Вторая ступень: три Raptor 2 на уровне моря и три оптимизированных для работы в вакууме. Тяга достигает 12 МН с перспективой увеличения в будущем.
Грузоподъемность
New Glenn
- 45 метрических тонн на низкую околоземную орбиту (НОО).
- 13 тонн на геопереходную орбиту (ГПО).
- Обтекатель полезной нагрузки высотой семь метров (больше, чем у большинства ракет).
Starship
- 100—150 тонн на НОО.
- 250 тонн, если корабль и ускоритель не будут использоваться повторно.
- До 100 человек в «межпланетных полетах».
- ~17-метровый грузовой отсек.
Возможность повторного использования
New Glenn
Многоразовая первая ступень, приземляется с помощью реактивной тяги на морскую платформу, как Falcon 9 компании SpaceX. Может использоваться до 25 раз.
Starship
Полностью многоразовый. Super Heavy возвращается на стартовую площадку и ловится башней Mechazilla, что допускает быстрое повторное использование.
Корабль может быть пойман башней, но может также приземлиться на площадку, баржу или другие места в зависимости от профиля миссии и конфигурации.
Универсальность
New Glenn
- Двигатели второй ступени могут повторно запускаться в космосе. Это позволяет проводить полеты по сложным траекториям с орбитальными маневрами вроде транслунных инъекций.
- Более крупные обтекатели позволяют размещать более объемные полезные грузы.
- Регулярное повторное использование ускорителей позволит нарастить частоту полетов за счет сокращения времени выполнения миссии и предельных затрат.
Starship
- Способен дозаправляться на околоземной орбите, что значительно увеличит объем полезной нагрузки, которую он сможет доставить в такие отдаленные места, как Луна или Марс.
- Огромный грузовой отсек позволит разом разворачивать целые космические станции или спутниковые группировки. Также есть возможность повторного запуска двигателя в космосе и быстрого повторного использования.
- Корабль даже рассматривается как средство передвижения между точками на Земле.
Расходы
Стоимость разработки
- New Glenn — $2,5 млрд+ по состоянию на 2019 год, но, вероятно, гораздо больше с тех пор. Почти полностью спонсируется Безосом, с некоторыми государственными контрактами.
- Starship — $5 млрд+, но может вырасти до $10 млрд. Спонсируется Маском, другими акционерами SpaceX (включая Fidelity Investments и Founders Fund), государственными контрактами и Starlink, который предназначен для оплаты марсианских проектов SpaceX.
Стоимость запуска
New Glenn
Официальные затраты на запуск New Glenn не объявлены, но европейский конкурент Arianespace оценил их примерно в $68 млн. В переводе на массу полезной нагрузки — $1511/кг, что делает ракету первым настоящим конкурентом нынешнего короля, Falcon 9 от SpaceX, запуск которой обходится примерно в $3986/кг.
Starship
Испытательный полет Starship оценивается в $100 млн, хотя Маск называл гораздо меньшие цифры. Сколько SpaceX планирует взимать с клиентов за полет, пока неясно.
Влияние на рынок
New Glenn в конечном итоге может составить конкуренцию Falcon 9 и особенно Falcon Heavy, поскольку его низкая цена и большая грузоподъемность делают его удобным выбором как для правительственных, так и для коммерческих клиентов; у Blue Origin уже есть несколько таких контрактов.
Среди преимуществ Starship — прогнозируемая низкая стоимость запуска ракеты, высокая частота и огромный грузовой отсек, который примерно соответствует объему герметичной МКС. Развертывание спутниковой группировки за один запуск — это только начало, благодаря Starship логистически сложные проекты — такие как космические станции или крупномасштабные межпланетные миссии — станут намного проще.
Впрочем, как и в любой технологически передовой отрасли, прогнозировать будущее в сфере космических запусков — занятие неблагодарное. Нет уверенности, что грандиозные планы компаний легко реализуются, а их услуги будут пользоваться устойчивым спросом.
Перспективы и разработки
New Glenn только полетела, а за ней уже немало обязательств — таких как миссия NASA на Марс и несколько запусков для Amazon, OneWeb и Telesat. Blue Origin также конкурирует за контракты Пентагона со SpaceX и ULA и будет играть ключевую роль в лунной программе Artemis. Возможно, со временем и вторая ступень станет многоразовой.
Немного иначе выглядит график Starship. Со следующего года он должен начать выводить партии спутников Starlink, заключены несколько коммерческих контрактов, таких как запуск космической станции Starlab и марсохода Lunar Outpost. В 2027 году вариант Starship должен высадить следующих американцев на Луну, в 2026-м SpaceX планирует отправить первые беспилотные Starship на Марс, что станет первым важным шагом перед его заселением.
SpaceX и New Glenn могут конкурировать за контракты на запуск — но концептуально их цели разные: Starship создана для покорения Марса, а философия New Glenn сосредоточена на улучшении жизни на Земле.