Оспа. История поражений и побед

Первое бактериологическое оружие, первая вакцина, первая победа медиков планеты. Но сейчас оспа снова на слуху. Стоит ли бояться?
akg / North Wind Picture Archive/EAST NEWS

Оспа… Казалось бы, эта болезнь канула в Лету, но нет, весной 2022-го года мир снова вздрогнул от ужаса перед угрозой ее распространения. Рассказываем, о том насколько опасна оспа, как проявляется, как ее удалось победить в прошлом веке и существует ли реальная угроза ее распространения по всему миру сейчас.

Первый случай заражения оспой обезьян в Европе был выявлен 7 мая этого года в Великобритании. Вопрос: откуда он мог появиться в благополучной островной стране, где не водятся дикие обезьяны? Оказалось, что заразившийся англичанин недавно вернулся из Нигерии, откуда и привез опасную болезнь. 

Очаг распространения оспы обезьян — страны Центральной и Западной Африки, где вирус был идентифицирован в 1958 году. Первое заражение человека датируется 1970 годом, но никогда ранее оспа обезьян не распространялась за пределы стран-эндемиков. На сегодняшний день в мире подтверждены уже более 100 случаев заражения оспой обезьян, больше всего — в Испании, Португалии и Великобритании.

История оспы: от египетских фараонов до индейцев майя 


Фото: Wikipedia.org
Сопроводительные рисунки к тексту из Флорентийского кодекса (1540—1585 гг.) индеец науа страдает от оспы (эпоха завоеваний испанцами центральной Мексики)

Название «оспа» произошло от старославянского слова «сыпь». В Европе эту болезнь называют научным термином variola vera. Это одна из древнейших болезней человечества.

Следы оспы были обнаружены археологами на лице мумии фараона Рамзеса V, правившего Древним Египтом в 1146 -1142 годах до н. э. В Индии даже существовала богиня оспы — злобная Мариатале, которая швырялась в людей своими ожерельями, и, якобы, там, где бусины касались тела, вмиг вспухали и наполнялись гноем оспенные пустулы. А в Корее эпидемии, по преданию, приносил дух, которого называли «уважаемый гость оспа».

Во многих странах оспу считали карой богов. Первым, кто описал оспу как болезнь, стал персидский врач, алхимик Разес (Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази, живший в 865-925 годах). Считается, что именно он призвал держаться от заболевшего оспой подальше, чтобы не допустить эпидемии. 

Фото: Wikipedia.org
Портрет ар-Рази

В Старый Свет оспа была завезена по морю в связи с появлением быстроходных кораблей, члены команды и пассажиры которых просто не успевали за время путешествия погибнуть или выздороветь от оспы, перенося вирус на новые континенты.   

В эпоху великих географических открытий натуральная оспа попала в Южную Америку, где устроила настоящий апокалипсис. В XVI веке из-за испанского конкистадора Эрнана Кортеса, в отряде которого, видимо, оказался больной солдат, на территории Мексики умерло почти 3,5 миллиона человек и погибла древняя цивилизация майя. 

Спустя два века вспышка оспы накрыла уже Северную Америку. 

Первое биологическое оружие: XVIII век 


Фото: akg/North Wind Picture Archives/EAST NEWS

Многие историки связывают первый в истории случай применения бактериологического оружия именно с оспой, с британскими военными во время осады форта Питт (на территории современного Питтсбурга) летом 1763 года.

Согласно легенде положение дел британцев было плачевным, английская колония оказались буквально вырезана коренным населением. И тогда Уильям Трент предпринял попытку заразить индейцев оспой.

К тому моменту в госпитале форта скопилось много вещей, принадлежавших оспенным пациентам. Коварный план предполагал вручение «дружественных» даров вождю племени оттава на предстоящих мирных переговорах. Предполагается, что были переданы одеяла и платки зараженных оспой англичан. Но в официальных отчетах упоминается лишь о еде и напитках. 

Как бы там ни было, оспой индейцы инфицировались, но форт взять не смогли по другой причине: к британцам пришло подкрепление. 

Симптомы, течение и варианты оспы 

 

Следы оспы: родовое имя


Фото: Oxford Science Archive/Image State/East News

Оспа оставляет свой след не только на теле человека. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что в России в XVII-XVIII веках распространилось около десятка фамилий, которые связаны с оспой. Такие как Рябовы и Рябцевы, Корявины и Шадрины. 

В книге «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» советского историка Степана Веселовского есть упоминание о фамилии Шадрин, которую носил чуть ли не каждый десятый опричник еще при Иване Грозном. А пошла она от древнерусского слова «шадровитый», то есть рябой. 

Вспышки оспы веками уносили жизни людей разных стран по всему миру. В XVII- XVIII веках от оспы погибал каждый третий зараженный. Болезнь не знала иерархии, кося всех — от детей простолюдинов до высокопоставленных вельмож.  

В 1730 году оспа унесла жизнь юного императора России Петра II — внуку царя Петра I было всего 14 лет. 

Вакцинация: как это было в России и в мире в самом начале 


Фото: Wikipedia.org
Томас Димсдейл - английский врач, вызванный из Лондона в 1768 году для введения в России прививок от натуральной оспы и Екатерина II

Уже было известно, что оспа передается через одежду, белье и контакт с инфицированным. Но главным стал факт — переболевшие становились невосприимчивыми к вирусу. Так появилась идея обмануть заразу. 

Турецкие лекари попробовали брать корочки и гной из пустул оспенных больных и втирать инфицированный субстрат через небольшие надрезы в районе пупка, лодыжек и ладоней будущим наложницам гарема. Рискованно, но болезнь протекала легче и девичьей красоты не портила.

В 1718 году на эту процедуру, под названием «вариоляция» обратила внимание супруга английского посла в Турции Мэри Уортли Монтегю, путешественница и писательница. Несмотря на риск 2% летального исхода она привила своего пятилетнего сына Эдварда, и привезла эту методику в Европу.

Крайне рискованным, но, как оказалось, очень разумным шагом, стало решение Екатерины II первой в России сделать прививку от страшной болезни себе и сыну Павлу. В октябре 1768 года, в самый разгар пандемии, вакцинацию монархам провел английский врач Томас Димсдейл, за что был удостоен императрицей титула барона.  

Дворянский титул, герб и приставку к фамилии «оспенный» получил и донор оспенного материала шестилетний крестьянский мальчик Саша Марков. 

Чуть позже была учреждена медаль «За прививание оспы», одну сторону которой украсил облик Екатерины  Великой, а другую изображение греческой богини здоровья Гигиея, покрывающей своей накидкой семерых детей. 

Мало того, императрица велела отлить специальный серебряный рубль и выдавать его каждой матери, которая приведет своего ребенка на прививку.  

В тоже время в других странах было популярно мнение о том, что ослабленным должен быть не вирус оспы, а организм человека, поэтому перед прививкой людей полтора месяца ослабляли голодом и кровопусканием.  

Турецкая методика не оправдала надежд британцев, где летальность показала не 2, а все 40%, в результате чего погибло 25 тысяч англичан. Необходимо было искать более гуманный способ защиты от оспы. 

Поиски панацеи 


Фото: akg / North Wind Picture Archive/EAST NEWS
В конце XVII века простой английский врач Эдвард Дженнер обратил внимание, что дояркам передается вирус оспы коров, но болезнь проходит в легкой форме, по крайней мере, без смертельного исхода. А вот обычной оспой они потом не заболевают. Для проверки этой теории на практике Дженнер выбрал восьмилетнего сына своего слуги Фиппса.

«Вакцина» — от латинского «vacca» — «корова».

14 мая 1796 года Дженнер на глазах общественности ввел материал, полученный из оспенной корочки доярки. Мальчик перенес инфицирование в легкой форме. Но доктору необходимо было удостовериться, что иммунитет сработает и при инфицировании натуральной оспой.  И спустя семь недель он снова провел вариоляцию, теперь уже применив материал опасной оспы. Юный Фиппс не заболел ни в тот раз, ни за пять последующих лет, в течении которых Дженнер несколько раз прививал ему черную оспу. 

Фото: East News
Портерт Эдварда Дженнера

В 1978 году Дженнер опубликовал результаты опыта в отдельной брошюре, там же впервые упомянув термин «вакцина», от латинского «vacca» — «корова».  Казалось бы, открытие панацеи от страшной болезни должно быть встречено овациями. Но общество решило, что вакцина превратит человека в корову. Доктор подвергся насмешкам, а привитые стали объектом карикатур. Смех утих в ближайшую пандемию, когда вакцинированные выжили, а оппоненты теории получили уродливые шрамы или умерли.

Первая международная кампания по вакцинации: живая цепочка детей-сирот

Когда люди стали реже болеть оспой, встала проблема, где брать свежий материал для создания вакцин и как их перевезти в Южную Америку. Выход нашел в 1804 году личный врач испанского короля — Франциско Хавьер де Бальмис. Он предложил метод «живой цепочки». Довольно-таки жестокий, так как опять в нем задействовали детей.

Принцип строился на том, что пока судно месяц идет к берегам Америки, дети будут заражать друг друга. В сиротском приюте отобрали 22 мальчиков, не болевших оспой, двоих сирот привили перед отплытием, а после появления пустул, брали из них материал, которым прививали следующую пару детей.  

Перекрестное заражение

Фото: akg / North Wind Picture Archive/EAST NEWS

Несложно предположить, что все вышеперечисленные методики, мягко говоря, гигиеничностью не отличались. Вследствие чего возникла серьезная проблема перекрестного заражения. Материал не проходил обработку, а значит вместе с ним от донора можно было подхватить и другие болезни. Например, туберкулез.

Поэтому с 1898-о года приняли решение использовать материал только от специальных сертифицированных коров с известной родословной, а саму вакцину производить в лабораторных условиях. 

Немецкий врач, микробиолог Роберт Кох предложил обрабатывать лимфу и корочки донорских коров глицерином. Метод дал хорошие результаты и его стали использовать повсеместно, от Европы до Америки и России. 

Впоследствии, в 1936-ом году, уже Советский Союз первым в мире смог ликвидировать оспу на всей территории страны. Ни один очаг оспы не вспыхнул даже в период Великой Отечественной войны. 

На грани 

Шли годы, «железный занавес» еще стоял, но некоторым советским людям заграница приоткрыла свои двери. Одним из них стал мэтр плакатного цеха, художник Алексей Кокорекин. В 1961-ом году он съездил в Индию, откуда и привез оспу, хотя был привит. 

Мужчину госпитализировали с диагнозом грипп. На сыпь, характерную для натуральной оспы, обратила внимание молодая ординатор, но ее мнение в расчет не взяли и поместили больного в палату к гриппозным пациентам. 

Почему прививка не сработала, неизвестно, то ли вакцина оказалась некачественной, то ли отметка в медкарте была поддельной. В конце декабря 1959 года Кокорекин скончался, а его тело кремировали.

История получила новый поворот. Патологоанатом заподозрил, что убила художника не оспа, а токсичная форма чумы. Однако эта версия не подтвердилась. Но, спустя пару недель Боткинскую больницу закрыли на карантин, так как и у других пациентов выявили тельца Пашена — вируса натуральной оспы. 


Фото: Wikipedia.org
Боткинская больница

Угроза распространения эпидемии снова стала реальной. Милиция начала выявлять всех, кто находился в контакте с художником после его возвращения из Индии. Привезенные им сувениры были изъяты и сожжены, нашли подаренные друзьям вещи, и даже сданную в комиссионку безделушку. 

Отследили все передвижения первого пациента вплоть до минуты с момента прилета. Всех, кто имел с ним контакт, включая летевших с ним пассажиров рейса, таможенников, таксиста, друзей и родных, участкового врача, пациентов и персонала больницы отправили на карантин. 

Эти экстренные меры помогли предотвратить новую эпидемию страшной болезни. 

Последний случай натуральной оспы в мире зафиксирован в Эфиопии в 1978 году. А уже в 1980-ом ВОЗ официально объявила о победе над оспой.

В настоящее время образцы оспенного биоматериала  тщательно хранятся всего в двух лабораториях России и США. 


Фото: Wikipedia.org
Фото вируса оспы под микроскопом

Но, к сожалению, утверждать, что оспа побеждена навсегда и абсолютно не приходится. 

Народ Республики Конго, похоже, не собирается отказываться от приема в пищу мяса обезьян. 

Кто знает, может в 2022-ом это и стало причиной возникновения случаев оспы обезьян у жителей Европы, Австралии, Канады, США и Израиля. Носителями могли стать и путешественники, и любители экзотической охоты, в случае укуса их зараженным приматом.

А лекарства для лечения оспы по-прежнему нет. 

Интересные факты

В Советском Союзе вакцинация против оспы была обязательна до 1980-го года, поэтому можно предположить, что часть населения России и союзных республик иммунизированы. 

На фамильном гербе донора биоматериала для вакцинации Екатерины Великой и наследника империи Павла Саши Маркова изображена рука с явно выраженной оспенной пустулой.

Историки считают, что желание скрыть увечья кожи, пораженной оспой, привело к развитию косметической индустрии и моде на пудру, белила и румяна.

Нарушения координации рук и ног, а также следы на лице Иосифа Сталина (Джугашвили) — последствия перенесенной им в шестилетнем возрасте черной оспы. 

По материалам передачи телеканала «Наука» «Истории болезней: натуральная оспа».

Пять историй о нулевых пациентах

Три случая, когда прививка могла не попасть к людям и это бы плохо кончилось

Стоит ли бояться пандемии оспы обезьян