Антропологи узнали, когда и зачем люди изобрели педагогику
600 добровольцев приняли участие в исследовании британских антропологов, которые выясняли, когда первобытным людям потребовались основы педагогики.
Изготовление сложных орудий труда возможно только при наличии речи и возможности обучать других. Такую гипотезу выдвинули антропологи из Эксетерского университета (Великобритания). «Люди обладают непревзойденной способностью передавать знания из поколения в поколение. Традиционно считается, что материально-культурная эволюция требует подобного умения для своего запуска, однако объяснений тому, как появилась эта способность, у нас не было, — цитирует ТАСС доцента Алекса Торнтона, автора исследования. — Мы проверили гипотезу, которая предполагает, что и то, и другое умение появились одновременно и развивались параллельно друг другу».
В эксперименте добровольцам предлагалось собрать из подручных материалов простейшие корзины. Некоторые участники эксперимента могли общаться с другими людьми из своей группы при помощи жестов, другим разрешалось использовать и речь, чтобы обучить остальных новым навыкам, а некоторым общение запрещалось.
Оказалось, что элементарные предметы люди могли усовершенствовать и без общения, а более сложные требовали непременного обучения.
«По всей видимости, изначально наши предки делали только простые орудия труда, совершенствование которых было возможно и без прямого обучения окружающих. С другой стороны, когда эти инструменты стали достаточно сложными, развитие педагогических навыков стало выгодным в эволюционном плане, — пояснил Алекс Торнтон. — Их эволюция, в свою очередь, позволила людям освоить секреты изготовления все более сложных и эффективных орудий труда».
Фото: Shutterstock