Археологи обнаружили древнейшее святилище неолита
Французско-иорданская группа археологов обнаружила уникальное ритуальное сооружение, посвященное массовой охоте на газелей. Оно было создано в эпоху неолита, около 9000 лет назад, недалеко от гигантской ловушки для охоты на газелей — «пустынного воздушного змея». Вероятно, это самые ранние крупномасштабные сооружения, построенные человеком, пишет журнал Uiverses Art со ссылкой на министерство туризма и древностей Иордании.
Археологический проект Юго-Восточной Бадии — совместная французско-иорданская научная программа. В октябре 2021 года в юго-восточной пустыне Иордании археологи сделали крупное открытие. В 2013 году экспедиция впервые выявила позднедоисторические ловушки для массовой охоты, известные как «пустынные воздушные змеи». Находка была сделана в отдаленной части пустыни к востоку от бассейна Джафр, в районе Джибаль-эль-Хашабия. Такие структуры широко распространены в засушливых районах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии (в основном от Центральной Саудовской Аравии, однако их можно встретить в Иордании, Сирии, Армении, Турции — вплоть до Казахстана).
Конструкции впечатляют: состоящие из длинных стен, эти мегаструктуры могут достигать нескольких километров. Иногда они организованы в цепочки смежных и непрерывных структур, максимально увеличивая вероятность попадания дичи. В то время как большинство таких сооружений относят к IV–III тысячелетиям до н. э., найденное в Иордании в 2021 году датировали еще периодом докерамического неолита, около 7000 года до н. э. Так что «пустынные змеи» в Джибаль-эль-Хашабии оказываются самыми ранними из известных на сегодняшний день крупномасштабных сооружений, построенных человеком.
Эти результаты имеют важное значение, поскольку свидетельствуют о появлении чрезвычайно сложных стратегий массовой охоты, требующих совместной организации человеческих групп, неожиданных для столь раннего времени. Они свидетельствуют об эксплуатации животных ресурсов не только для целей питания, но и для обмена с группами людей из соседних регионов.
Самым значительным открытием последних лет исследований было первое на Ближнем Востоке открытие постоянных стоянок, непосредственно связанных с охотниками, создавшими «воздушных змеев пустыни». Связь населения с конструкциями подтверждается множеством свидетельств: близость стоянок, одновременная датировка обоих местонахождений и материальных остатков в них, включая огромное количество костей газелей. Исследование этих стоянок предоставляет бесценную информацию о социально-экономическом и культурном уровне человеческих групп, создавших эти охотничьи конструкции.
В поселениях представлены полуподземные круглые хижины — скорее всего, жилые. Они дали чрезвычайно богатую и разнообразную материальную культуру, особенно специфическую каменную индустрию, что позволило выделить поселение в отдельную культуру — гассанскую.
Во время сезона 2021 года на территории одной из гассанских охотничьих стоянок археологи обнаружили сложную ритуальную инсталляцию исключительной сохранности. Как и «воздушные змеи пустыни», это сооружение восходит к периоду неолита, около 7000 года до н. э. Оно состояло из двух стел с антропоморфными изображениями. На самой высокой (около 1,12 м в высоту) также изображен «воздушный змей пустыни», смешанный с человеческой фигурой. На втором стоячем камне (высотой около 70 см) изображена человеческая фигура с тонко вырезанными деталями.
За двумя стоячими камнями была обнаружена еще одна рукотворная структура. Она состоит из почти 150 морских окаменелостей, многие из которых были установлены вертикально и в определенной ориентации. Там находится также множество естественных камней необычной формы, а также ряд обработанных артефактов, в том числе фигурки животных. Различные находки в дополнение к ритуальному алтарному камню были разложены в виде уменьшенной модели «воздушного змея пустыни». Это единственная известная во всем мире архитектурная модель эпохи неолита.
Открытие является беспрецедентным, поскольку представляет собой уникальное свидетельство сложной ритуальной организации, восходящей к периоду неолита. Каждый компонент сам по себе замечателен. Большие стоячие антропоморфные стелы не очень распространены в ближневосточном неолите. Ритуальный характер сооружения убедителен, учитывая использование природных морских окаменелостей в символической и духовной жизни на протяжении всего неолита. Алтарь и связанный с ним очаг показывают, что в ритуальном процессе должны были быть какие-то жертвоприношения. Изображение «воздушного змея пустыни» на одной из стел и в трехмерной архитектурной модели указывает на то, что массовая охота была центром ритуальных действий. Возможно, сакральная символика и ритуальные действия призывали сверхъестественные силы для успешной охоты и изобилия добычи.