У шимпанзе нашли зачатки «народной медицины»
Исследовательская группа из Оснабрюкского университета впервые наблюдала, как шимпанзе прикладывают насекомых на собственные раны и раны своих сородичей.
Новые результаты были опубликованы в журнале Current Biology, кратко о них пишет EurekAlert!.
Шимпанзе изучают в национальном парке Лоанго в Габоне под руководством приматолога Тобиаса Дешнера и когнитивного биолога Симоны Пики. Под наблюдением ученых находится сообщество примерно из 45 шимпанзе. Документируются их социальные отношения, взаимодействие и споры с другими группами, охотничье поведение, использование инструментов, когнитивные и коммуникативные навыки.
«Самолечение наблюдалось у многих животных. В этом случае они используют части растений или непищевые вещества для борьбы с патогенами или паразитами. Обыкновенные шимпанзе и бонобо, например, глотают и жуют горькие листья, которые убивают кишечных паразитов», — говорит Симона Пика.
Однако, несмотря на исследования, проводившиеся десятилетиями в Западной и Восточной Африке, наружное применение животными веществ на открытых ранах до сих пор никогда не документировалось.
«Наши наблюдения дают первое свидетельство того, что шимпанзе регулярно ловят насекомых и наносят их на открытые раны. Теперь мы стремимся понять лечебную эффективность такого удивительного поведения», — говорит приматолог Тобиас Дешнер.
Алессандра Маскаро, в то время работавшая волонтером проекта, вспоминает первое наблюдение: «В 2019 году я следила за самкой шимпанзе по имени Сьюзи и наблюдала, как она ухаживала за своим сыном-подростком Сии с травмированной ногой. Я заметила, что между ее губами было что-то, что она затем приложила к ране Сии. Позже тем же вечером я пересмотрела свои видео и увидела, что Сьюзи сначала потянулась, чтобы поймать что-то, потом зажала это между губами, а затем приложила прямо к открытой ране сына. Мы поняли, что никогда не видели такого поведения и что оно никогда ранее не было задокументировано».
Неделю спустя аспирантка Лара Саузерн наблюдала за взрослым самцом Фредди, демонстрирующим похожее поведение. Команда выяснила, что, скорее всего, шимпанзе прикладывали к ранам насекомых.
В течение следующего года исследователи тщательно наблюдали и снимали на видео всех особей с травмами. Постепенно ученые зафиксировали 22 случая применения насекомых для лечения собственных ран. Почти через год после первого случая Саузерн наблюдала еще один, когда насекомых прикладывали к ране члена сообщества другие шимпанзе.
«У взрослого самца Литтлгрея была глубокая открытая рана на голени, и Кэрол, взрослая самка, ухаживавшая за ним, внезапно потянулась, чтобы поймать насекомое. Больше всего меня поразило то, что она передала добычу Литтлгрею, он приложил ее к своей ране. Впоследствии Кэрол и два других взрослых шимпанзе также положили на рану самца насекомое. Три неродственных шимпанзе, похоже, вели себя таким образом исключительно на благо члена своей группы», — вспоминает Саузерн.
Авторы исследования предполагают, что применяемые насекомые могут обладать противовоспалительными или антисептическими свойствами. В истории и люди часто использовали насекомых для лечения ран. Другое объяснение может заключаться в том, что такое поведение не имеет никаких лечебных последствий, а является частью местной культуры шимпанзе, как и масса «медицинских» процедур в человеческом обществе.
«Меня особенно поразило то, что они лечат не только свои собственные раны, но и раны других неродственных членов группы. Такие примеры редко наблюдаются у животных», — говорит Пика.
Теперь исследователи стремятся найти оставшиеся части насекомых, чтобы идентифицировать вид и провести анализ фармацевтических свойств. Кроме того, команда также сосредоточится на социальном исследовании необычного поведения. Например, на том, кто является главным действующим лицом и на кого воздействует «лечение», а также на процессах обучения.
«Просто удивительно, что после десятилетий исследований диких шимпанзе они все еще удивляют нас неожиданным, новым поведением», — говорит Дешнер.