Бывший глава Росавиакосмоса рассказал, почему пришлось затопить станцию «Мир»
Экс-глава Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмоса) Юрий Коптев в день юбилея орбитальной станции «Мир» рассказал, почему в 2001 году ее пришлось свести с орбиты и можно ли было продолжать этот проект.
Сегодня, 20 февраля, исполняется 35 лет с начала развертывания на орбите космической станции «Мир». В этот день состоялся запуск базового блока, к которому позже пристыковали модули. На станции «Мир» за 15 лет работали 104 космонавта из 12 стран.
В 2001 году станция «Мир» была сведена с орбиты и затонула в Тихом океане.
Споры о том, можно ли было сохранить «Мир» в работоспособном состоянии, продолжаются. Комментарий на эту тему дал РИА «Новости» руководитель научно-технических советов «Роскосмоса» и «Ростеха», экс-глава Российского космического агентства и Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев.
«Решения были приняты на основании того, что на станции начали появляться очень существенные отказы, мы теряли связь, управление станцией, был пожар. Мы имели целый ряд выходов из строя принципиальных систем, которые мы не могли восполнить, — рассказал Коптев. — Мы находились в ситуации, когда мы могли потерять не просто станцию, но потерять людей, которые находились на ней».
Орбитальная станция «Салют-7», выведенная на орбиту в 1982 году, к 1986 году была законсервирована и поднята на более высокую орбиту, чтобы предотвратить ее сход в атмосферу. К станции планировалось провести несколько экспедиций, вывезти часть оборудования и исследовать ее на протяжении восьми-десяти лет.
Однако в 1990 году «Салют-7» начал неконтролируемое снижение. В экстренном режиме специалисты Центра разведки космической обстановки пересчитывали и корректировали орбиту станции. Было ясно, что она упадет на Землю, при этом установленный на ней спускаемый аппарат массой более 2 тонн не сгорит в атмосфере полностью.
Все, что еще могли сделать специалисты, — отвести станцию от густозаселенной европейской части суши к безлюдным районам Южной Америки.
«Мы уже сделать ничего не могли, потому что ресурса энергетики никакого не было. Единственное, в последний момент мы немножко подрулили солнечными батареями, чтобы уйти от падения в опасных местах, и она свалилась в Андах. Слава богу, никого не убила», — рассказал Юрий Коптев.
С учетом этого опыта, когда станция «Мир» начала выходить из строя, было заранее принято решение о ее контролируемом сведении с орбиты и затоплении. Кроме того, к этому моменту Россия уже несколько лет была вовлечена в проект строительства МКС.
«Тащить две программы, имея перед собой перспективу, что первая может в любой момент ёкнуть, — для этого надо быть просто сумасшедшим», — поделился эксперт.
Несмотря на сомнения прессы и депутатов в необходимости отказа от станции «Мир», несмотря на проводившиеся перед офисом Росавиакосмоса демонстрации с требованиями сохранить станцию, Юрий Коптев объясняет, что принять решение о прекращении эксплуатации «Мира» было необходимо.
«Если бы сегодня эта ситуация повторилась и я имел бы те же самые должностные полномочия и зону ответственности, я бы сделал то же самое и по той же самой процедуре, как это было сделано тогда», — заключил эксперт.
Фото: «Роскосмос»