Нейрофизиологи: когда человек перестает читать, его мозг меняется
Согласно данным Reading Agency, 50% людей перестали читать ради удовольствия, а почти каждый четвертый молодой человек в возрасте 16–24 лет заявляет, что никогда не читал книги.
Исследование, опубликованное в журнале Neuroimage, предлагает новый взгляд на этот вопрос. Ученые проанализировали данные более 1000 человек и выявили различия в строении мозга у людей с разным уровнем читательских навыков.
Сильнее всего отличались две области в левом полушарии мозга:
- Передняя часть височной доли: отвечает за обработку информации. Например, понимание слова «нога» требует объединения зрительных, сенсорных и двигательных данных о том, как выглядит, ощущается и движется нога.
- Извилина Гешля — поперечная извилина височной области слуховой коры, играющая важную роль в восприятии и обработке звуков.
Передняя височная доля в левом полушарии облегчает понимание текста. Чтение может влиять на развитие извилины Гешля, что позволяет лучше воспринимать на слух информацию и обрабатывать ее. А уменьшение толщины извилины Гешля ранее связывали с дислексией — нарушением, затрудняющим чтение. Однако новое исследование показало, что это различие касается не только дислексии, а более широкой группы людей без клинических нарушений.
Кроме того, в левом полушарии кортикальные области мозга содержали большее количество миелина (вещества нервных волокон, которое обеспечивает быструю передачу сигналов, «скорость мышления»).
Мозг пластичен и адаптируется, когда мы получаем новые навыки или новую информацию. Это значит, что чтение изменяет анатомическое строение мозга в течение всей нашей жизни.
«Чтение не просто развивает интеллект, но и влияет на способность интерпретировать мир и понимать других людей. Если чтение станет менее приоритетным, это может ослабить когнитивные способности человека», — добавил автор исследования Микаэль Ролл.