Галлюцинации у мышей помогли понять причину психоза
Нейробиологи из лаборатории Колд-Спринг-Харбор (США) попытались выяснить, как наш мозг создает сбой, приводящий к галлюцинациям. Они разработали модель для вызова галлюцинаций у мышей.
Исследование опубликовано в журнале Science, коротко о нем рассказывает Science Alert.
Когда вы пытаетесь расслышать разговор на фоне шума, ваш мозг помогает, заполняя пропущенное на основе прошлого опыта. Иногда эти решения ошибочны, но в целом эта система довольно хорошо помогает держать вас в курсе.
Новое исследование показало, что эта система также может быть связана с галлюцинациями. Галлюцинации возникают, когда наш мозг начинает верить в систему ожиданий вместо того, чтобы просто поддерживать то, что сообщают нам наши чувства. Хотя галлюцинации являются симптомами серьезных психических заболеваний, они могут случиться у кого угодно.
«Мы на самом деле не понимаем нейробиологию болезни, — объяснили исследователи. — Модели на животных привели к успехам во всех других областях медицины. Мы не добьемся прогресса в лечении психических заболеваний, пока не получим хороший способ моделировать их на животных».
Разработка модели галлюцинаций у животных — это сложная задача, поскольку невозможно спросить у грызунов, что им мерещится. В исследовании людям-добровольцам и мышам была предложена задача по обнаружению определенного звука на фоне шума. Люди указывали, слышали ли они звук, нажимая одну из двух кнопок, а мыши были обучены реагировать на этот сигнал, просовывая голову в один порт, если они его слышали, или другой порт, если не слышали.
Из 220 добровольцев те, кто в жизни испытывал галлюцинации (согласно анкете для оценки психиатрических симптомов), с большей вероятностью обнаруживали звук, когда его не было. Когда мышам давали известный галлюциноген — кетамин, — они также с большей вероятностью слышали звук, когда его не было.
Наблюдая за мозгом мышей, исследователи обнаружили повышенный уровень дофамина у тех, кто ошибочно слышал звук. Ученым известно, что нейромедиатор дофамин играет роль в человеческих галлюцинациях. Затем команда продемонстрировала, что повышение уровня дофамина чаще вызывает галлюцинации у мышей и что их можно уменьшить с помощью антипсихотического препарата, блокирующего дофамин.
«Похоже, что в мозгу существует нейронная цепь, которая уравновешивает предыдущие убеждения и полученные доказательства, и чем выше базовый уровень дофамина, тем больше вы полагаетесь на свои предыдущие убеждения», — объяснили исследователи. — Мы думаем, что галлюцинации возникают, когда эта нервная цепь выходит из равновесия, а нейролептики восстанавливают ее баланс».
Разработанная система может помочь в поиске новых методов лечения психотических расстройств.
«Этот подход к изучению галлюцинаций у разных видов позволяет нам наконец исследовать нейробиологические корни этого загадочного опыта», — заключили ученые.
Фото: Shutterstock