ЭЭГ высокой плотности показала, что происходит с мозгом при остановке мыслей

Когда мы бодрствуем, кажется, что поток ощущений, размышлений, воспоминаний и впечатлений течет непрерывно, образуя нашу внутреннюю жизнь. Но некоторые люди рассказывают о моментах, когда они вообще ни о чем не думают. Возможно ли такое? Или это иллюзия, вызванная искажением памяти?
«Отключение ума определяется как полное отсутствие ментального содержания, которое можно было бы описать другим. Ни образов, ни навязчивой мелодии в голове, ни тревожных мыслей... ничего. К такому состоянию часто стремятся практикующие медитацию и осознанность. Но оно не ограничивается ими: похоже, это очень распространенное явление после интенсивной, продолжительной умственной нагрузки, например, университетского экзамена, или в условиях недосыпа», — объясняет невролог Эстебан Муньос-Мусат, бывший аспирант лаборатории Picnic в Парижском институте мозга.
Определение «отключения ума» до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Поэтому необходимо лучше охарактеризовать этот феномен, чтобы лучше понимать все богатство нашего субъективного опыта.
«Отключение ума также проявляется в клинической картине некоторых психических расстройств, например генерализованного тревожного расстройства, и, по-видимому, чаще встречается у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Его детальное изучение может помочь нам лучше понять эти состояния», — отмечает исследователь.
Эксперименты с ЭЭГ
В экспериментах, результаты которых опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, участвовали 62 здоровых добровольца. Они выполняли когнитивные упражнения, призванные отследить колебания внимания во время долгой, монотонной задачи. Параллельно их мозговую активность снимали с помощью электроэнцефалографии высокой плотности, а также регистрировалось поведение.
Эпизоды остановки мыслей, о которых сообщали испытуемые, были связаны с определенными нейрофизиологическими маркерами и поведенческими паттернами. В эти моменты снижалась связность между удаленными нейронными сетями и нарушалась обработка зрительной информации. В частности, практически отсутствовала «поздняя» зрительная обработка (через 250–300 мс после предъявления стимула — временное окно, которое в некоторых моделях считается отражением перехода к осознанию увиденного). Участники также были слегка сонливы, реагировали медленнее и допускали больше ошибок.
«Эти наблюдения позволяют предположить, что во время эпизода отключения ума у участников ограничен доступ к сенсорной информации из окружающей среды. Эти новые данные поддерживают зарождающуюся идею: бодрствование не обязательно означает осознавание чего-либо. "Пустота ума" соответствует подлинному перерыву в потоке мыслей», — говорит старший автор исследования Тома Андрийон.
Последние работы показывают, что колебания сознания, которые мы испытываем в течение дня и ночи, сложны и не совпадают с классическим разделением на бодрствование и сон.
Например, некоторые люди способны к осознанным сновидениям — то есть они понимают, что спят, — находясь в фазе быстрого сна. Возможно, «пустота ума» — это противоположный опыт: временная потеря сознания в состоянии бодрствования.
- ON — фокусировка на задаче
- MW —блуждание ума
- MB — остановка мыслей.
Частое явление
«Похоже, отключение ума — весьма частое явление, в ходе которого определенные области мозга на короткое время "соскальзывают" в состояние, подобное сну. Мы предполагаем, что на него приходится от 5 до 20% времени бодрствования, хотя между людьми наблюдаются значительные различия», — отмечает исследователь.
На нейрофизиологическом уровне отключение ума отличается от двух других психических состояний: интенсивной концентрации на задаче и «блуждания ума», когда внимание отвлекается от внешней среды и обращается к мыслям, не связанным с текущим контекстом.
«Наши результаты позволяют предположить, что структура сознательного опыта больше похожа на мозаику из отдельных состояний, чем на непрерывную ментальную ленту. Мозаику, в которой отсутствие некоторых элементов приводит к кратким моментам бессознательности, пока субъект бодрствует», — резюмирует невролог Лионель Накаш, соруководитель лаборатории Picnic.
Будущие исследования определят, можно ли использовать отключение ума в клиническом описании некоторых неврологических или психических расстройств. Кроме того, оно дает подсказки для понимания сознания и внимания.









