Фрески с цветами и нецензурные рисунки: как выглядела женская баня Помпей до извержения
![](https://naukatv.ru/upload/resize/bestfit/260/146/1c/1c66d7e613d8f8167d2e5ed6c8e7edf1e664d615.jpg)
В Италии тоже празднуют Международный женский день, и реставраторы сделали своеобразный подарок дамам: именно к этому сроку завершили работы и восстановили то, что осталось от женской части древнеримских бань в Помпеях, погибших при извержении вулкана в 79 году нашей эры. Фотографии опубликованы на сайте археологического парка «Помпеи».
Банный комплекс рядом с форумом, или главной площадью Помпей основан в I веке до нашей эры и занимал площадь около 410 квадратных метров. Он был разделен на женскую и мужскую части, которые имели разные входы. При этом женская часть была немного меньше мужской. Несмотря на то, что открыли баню ровно 200 лет назад, помещение не реставрировали и не включали в экспозицию: его заставили стеллажами и устроили хранилище археологических материалов.
![](/upload/images/xl/85/854e7a941b58b4ced34b9cd02104e62c358ab86b.jpg)
«Окрашенные поверхности <...> были под толстым слоем налета, который скрыл яркие краски, хорошо различимые на момент открытия здания в 1823-1824. Но благодаря кропотливой работе реставраторов и лазерным инструментам последнего поколения удалось счистить отложения и вновь открыть красоту убранства в этой части комплекса», — говорится в сообщении.
Под толстым слоем известнякового налета скрывалась значительная часть декора, выполненного в одном из модных римских стилей. На стенах чередуются цветные участки. Над небольшой чашей бассейна, окрашенной в бирюзовый цвет, располагалась роспись: растения и птицы на желтом фоне, — и она пережила второе открытие благодаря современным лазерным технологиям. Также растительным декором была украшена одна из колонн.
![](/upload/images/xl/86/867eeef987155d072499fe00a50eab5efdc46971.jpg)
А непокрашенные участки стен испещрены граффити (в археологии так называют не нанесенные краской, а нацарапанные рисунки). Посетительницы бани изображали, например, богатые деталями сосуды, разного рода надписи и даже имеется фаллический рисунок.
Кроме современного лазера реставраторы использовали и другие инструменты. В частности, им пришлось особым образом закреплять расписное настенное покрытие, испещренное множеством трещин от землетрясения 62 года н.э. и от толчков, сопровождавших извержение Везувия. Также в здании обновили крышу.