Исследование сравнило мемы, созданные ИИ и людьми

Есть ли у искусственного интеллекта чувство юмора? Новое исследование показывает, что он способен создавать мемы не менее смешные, чем люди. Но когда дело доходит до шуток, которые заставляют кататься по полу от хохота — тут живому разуму по-прежнему нет равных.
Ученые провели первое масштабное исследование, в котором сравнили качество креатива живого и искусственного интеллекта. Результаты были представлены на Международной конференции по интеллектуальным пользовательским интерфейсам (2025) в Кальяри, Италия.
Участников первого этапа разделили на три группы: люди придумывали мемы в одиночку, в соавторстве с передовой языковой моделью (LLM) или полностью полагались на ИИ. Использовались классические шаблоны: Doge, Futurama Fry и знаменитая фраза Боромира «Нельзя просто так взять и...».
Другая группа из почти 100 человек оценила мемы по критериям креативности, юмора и виральности. Результаты показали, что в среднем работы, созданные исключительно ИИ, получили более высокие оценки, чем человеческие или совместные. Однако среди самых популярных мемов ситуация иная — самые смешные оказались у людей, а гибридные работы выделились креативностью и виральным потенциалом.

Продуктивно, но посредственно
«ИИ отлично генерирует множество идей быстро. Но количество не всегда означает качество», — пояснил соавтор исследования Чжикунь Ву из Королевского технологического института в Швеции.
Благодаря доступу к огромным массивам данных, ИИ создает контент, который нравится широкой аудитории, отмечают авторы. Однако многие топовые мемы были сделаны с участием человека, что говорит о способности ИИ производить в основном «надежный, но средний по качеству контент».
«Лучшие результаты получились, когда люди дорабатывали идеи ИИ», — заметил исследователь.
Участники, работавшие с ИИ, генерировали больше идей и прилагали меньше усилий, но большинство не использовало систему полноценно. Менее половины взаимодействовали с ИИ больше одного раза, и лишь единицы применяли его итеративно. Это ограничило потенциал истинного соавторства.

Человеческая креативность незаменима
Исследование высветило важную проблему коллаборации человека и ИИ: хотя ИИ может создавать массово привлекательный контент, глубина и юмор требуют человеческого участия, подчеркнул Ву.
Ученые предлагают развивать ИИ-инструменты в сторону диалоговой, итеративной креативности, где система не просто генерирует контент, а помогает людям придавать ему смысл.
«ИИ может повышать продуктивность и охват, но человеческая креативность остается ключевой для глубины в определенных сферах», — заключается в статье.