Разгадана тайна происхождения Виллендорфской Венеры

Shutterstock
Ученые изучили внутреннее строение легендарной статуэтки, которой 30 000 лет.

Статуэтка высотой почти 11 см из Виллендорфа является одним из самых важных образцов раннего искусства Европы. Она сделана из камня под названием «оолит», которого нет в Виллендорфе и его окрестностях. Исследовательская группа из Венского университета и Музея естественной истории Вены с помощью томографа высокого разрешения обнаружила, что материал, из которого была вырезана Венера, скорее всего, происходит из Северной Италии. Это еще раз доказывает высокую мобильность первобытных европейцев.

Результаты опубликованы в Scientific Reports, кратко о них пишет EurekAlert!.

Виллендорфская Венера отличается от найденных на территории Австрии не только дизайном, но и материалом. Другие фигурки первобытных Венер обычно изготавливались из кости и местных камней. Статуэтка, найденная в Вахау в 1908 году и выставленная в Музее естественной истории в Вене, до сих пор исследовалась только снаружи. Недавно, чтобы просветить фигурку насквозь, ученые использовали микрокомпьютерную томографию. Они получили изображения с разрешением до 11,5 микрометров — почти как под микроскопом. Первый вывод таков: «Венера внутри совсем не выглядит однородной».

Венера сделана из породы, которая состоит из фракций разной плотности и размера. Так, были обнаружены небольшие остатки раковин и шесть очень плотных, крупных зерен, так называемых лимонитов. Последнее объясняет полусферические впадины на теле скульптуры. «Твердые лимониты, вероятно, выпали наружу, когда создатель Венеры вырезал ее», — поясняет антрополог Герхард Вебер, руководитель исследования.

Еще одно открытие: оолит Венеры пористый. Это отличное объяснение тому, почему скульптор выбрал этот материал: с ним гораздо проще работать. Чтобы понять, откуда этот материал, ученые собрали образцы оолита со всей Европы. Ни один из образцов в радиусе 200 км от места нахождения фигурки не совпадал даже отдаленно. Наконец анализ показал, что материал статуэтки статистически неотличим от образцов из места недалеко от озера Гарда на севере Италии. Получается, что Венера (или, по крайней мере, камень, из которого она сделана) проделала путешествие через Альпы в 730 км.

«Люди в эпоху культуры граветт искали и заселяли благоприятные места. Когда климат или количество добычи менялось, они двигались дальше, предпочтительно вдоль рек. Такое путешествие могло занять несколько поколений», — объясняет Герхард Вебер.

Один из двух возможных маршрутов с юга на север ведет в обход Альп по берегу, другой — через горные перевалы. Было ли последнее возможно более 30 000 лет назад, неясно из-за начавшегося в то время ухудшения климата. Это был бы маловероятный вариант, если бы в то время уже существовали сплошные ледники. Однако путь вдоль рек Эч, Инн и Дунай всегда проходил ниже 1000 м над уровнем моря, за исключением территории у озера Решен. Возможна, но менее вероятна связь Виллендорфской Венеры с Восточной Украиной.

Еще одно место происхождения камня может находиться на расстоянии более 1600 км. Образцы оттуда подходят не так идеально, как из Италии, но тоже вполне годятся. Здесь есть интересная связь: на юге России были найдены фигурки Венер, которые несколько моложе, но очень похожи на Виллендорфскую. Генетические данные также показывают, что люди в Центральной и Восточной Европе в то время были связаны друг с другом.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации