Вторая ступень Starship разрушилась вскоре после старта
16 января в 01.37 ночи по московскому времени начался седьмой испытательный полет Starship, ракеты, которая должна стать самой тяжелой в истории. Испытания оказались наполовину удачными, но продлились совсем недолго.
На этот раз испытывалась новая модификация второй ступени. Кроме того, в планах было поймать с помощью «Мехазиллы», специальной посадочной установки, первую ступень системы. Также вторая ступень впервые везла на себе «полезную нагрузку» — симуляторы спутников Starlink массой 20-25 т. Они должны были имитировать отделение и развертывание, а после сгореть в атмосфере. Вторая ступень должна была мягко приводниться в Индийском океане. В случае успеха, после компания SpaceX собиралась поднять ее на поверхность для сбора информации.
Что касается первой ступени, то успех был полный. Горячее разделение (когда во время разделения работают двигатели второй ступени) прошло по плану, разгонный блок чисто вернулся на землю, войдя в «руки» «Мехазиллы». Приземление прошло успешно уже во второй раз.
Однако вскоре после возвращения первой ступени, примерно через 8,5 минут после старта, вторая перестала передавать информацию. Еще приблизительно через 15 минут SpaceX признала ее потерю.
Илон Маск написал в соцсетях: «По предварительным данным, в полости над противопожарной перегородкой двигателя корабля произошла утечка кислорода/метана, которая оказалась достаточно большой, чтобы создать давление, превышающее пропускную способность отверстия для сброса излишков компонентов. Помимо очевидного решения, в качестве двойной проверки на предмет утечек данного места, мы добавим к этому пожаротушение данной области и, возможно, увеличим площадь самого отверстия для сброса излишков. Пока ничто не указывает на то, что следующий полет Starship придется отложить на следующий месяц».
Вторая ступень разрушилась над Карибским морем, создав эпическое зрелище, которое сняли жители и туристы на Кубе. Сразу возникли вопросы: не создали ли космические обломки опасность для людей и самолетов?
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выпустило следующее заявление: «FAA ненадолго замедлило авиадвижение и направило самолеты в обход района падения обломков корабля. После этого нормальная работа линий авиасообщения была возобновлена. Реагирование на обломки активируется только в том случае, если космический аппарат сталкивается с аномалией, когда его обломки падают за пределы определенных закрытых зон. Это позволяет FAA направлять самолеты на выход из таких зон и не допускать другие суда в них».
Таким образом, FAA подтвердило, что обломки корабля все-таки вышли за пределы установленных закрытых зон. Это означает, что регулятор захочет расследование данного инцидента. Однако, похоже, Маска это не пугает.
В свою очередь, в пресс-релизе, который опубликовала SpaceX, сказано: «Первоначальные данные указывают на то, что в кормовой части корабля возник пожар, что привело к быстрой внеплановой разборке с падением обломков в Атлантический океан В ПРЕДЕЛАХ заранее определенных опасных зон. Starship также летел В ПРЕДЕЛАХ своего обозначенного коридора для запуска, как это делают все запуски из США для защиты людей на земле, на воде и в воздухе. Любые уцелевшие обломки упали В заранее определенную опасную зону. Если вам кажется, что вы идентифицировали обломок, как наш, пожалуйста, не пытайтесь исследовать его сами, а вместо этого свяжитесь с местными властями или с горячей линией SpaceX.
Как всегда, успех приходит из тех данных, что мы узнаем, и этот летный тест поможет нам повысить надежность Starship. Анализ данных уже ведется, и мы ищем первопричину произошедшего. Мы проведем тщательное расследование в координации с FAA и внедрим корректирующие меры для улучшения будущих летных испытаний системы Starship.
Корабль и ускоритель для 8-го полета Starship уже построены и проходят предстартовые испытания, поскольку мы продолжаем быстрый итеративный процесс разработки, чтобы создать полностью и быстро используемую многоразовую космическую транспортную систему».