Какие эмоции мы видим в неодушевленных предметах — исследование феномена парейдолии

Почему мы видим лицо в слоях снега, подгоревшем тосте, облаках?
Queensland University of Technology

Видеть лица в неодушевленных предметах — обычное явление, но исследования показали, что наш мозг приписывает им те же предубеждения, что и человеческим. Исследование ученых Квинслендского технологического университета (Австралия) вышло в Emotion. Этот феномен называется «парейдолия лица».

Ведущий исследователь профессор Оттмар Липп: «Человеческий мозг настроен на распознавание лиц. Они предоставляют массу информации о людях, с которыми мы взаимодействуем, и нам, как социальным существам, важно распознавать эту информацию и корректировать свое поведение».

При этом люди быстрее и точнее распознают позитивные эмоции, счастье и радость, чем негативные, такие как гнев или печаль. Австралийские ученые проверили, характерно ли это для парейдолии. Почти 100 участникам исследования были показаны многочисленные примеры парейдолии, людей спрашивали, как эти лица «воспринимаются»: как счастливые или злые.

Фото: Queensland University of Technology

Оказалось, что в иллюзорных лицах, которые были больше похожи на «женские» люди чаще видят счастье, а если если «лица» больше похожи на «мужские» — злость.

Авторы отмечают, что наблюдать эти закономерности когда-то было эволюционно выгодно для наших предков: умение вовремя распознать агрессию на мужском лице могло спасти жизнь и здоровье.

«Женские лица в целом оцениваются как более позитивные, чем мужские, поэтому мы, например, быстрее видим счастье на женских лицах, когда они представлены среди мужских лиц. Мы очень заинтересованы в том, чтобы видеть лица. Все, что напоминает лицо, запускает те же механизмы социально-когнитивной обработки, что и настоящие лица — даже подгоревший кусок тоста», — сказал Липп.