Каннибализм ускорил эволюцию у жаб
Жабы-аги (Rhinella marina), попав в Австралию, превратились в опасных хищников для самих себя — но это лишь ускорило их развитие.
Жабы-аги (Rhinella marina), попав в Австралию, превратились в опасных хищников для самих себя, но это лишь ускорило их развитие.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, коротко о нем рассказывает Live Science.
Жаба-ага — пример инвазивного вида. Бородавчатая ядовитая жаба родом из Южной Америки. В 1930-х годах фермеры в Квинсленде (Австралия) надеялись, что жаба станет идеальным хищником для поедания жуков, уничтожающих поля сахарного тростника. Но без естественных врагов популяция жаб резко увеличилась со 102 особей до более 200 млн.
Еще одна причина стремительного роста популяции заключается в том, что самки жаб могут откладывать более 10 000 икринок. Когда из икринок вылупляются личинки, они еще не могут ни плавать, ни передвигаться, а лежат на дне, пока не разовьются в головастиков.
Именно в этот период на них нападают головастики аги. Поедая «подрастающее поколение», они не только получают питательные вещества, но и устраняют последующую конкуренцию за ресурсы.
«Когда я впервые увидела такое поведение в дикой природе, я была поражена тем, как жадно головастики аги разыскивали вылупившиеся личинки и поедали их», — отметила ведущий автор исследования Джейна Деворе. Авторы работы провели ряд экспериментов, чтобы определить, является ли такое поведение нормальным или оно проявляется только в адаптации среди инвазивных видов.
Оказалось, что хотя головастики жабы-аги из Южной Америки также способны поедать себе подобных, у головастиков того же вида из Австралии вероятность каннибализма гораздо выше. Влечение к пожиранию личинок отсутствует в естественном ареале, обнаружили исследователи.
Но подобное поведение вызвало эволюционный сдвиг. Когда исследователи сравнили время развития личинок и превращения их в головастиков (уже неуязвимых для охоты), оказалось, что инвазивные жабы развивались быстрее, чем аги, обитающие в естественных условиях. Австралийские жабы достигали стадии головастика за четыре дня, а южноамериканским требовалось на это пять дней.
Хотя эта стратегия помогает личинкам выжить, они платят за это более медленным развитием на стадии головастика.
Исследователи также отметили, что австралийским жабам-агам едва ли грозит вымирание из-за поедания себе подобных. Получив питательные вещества и ограничив конкуренцию, головастики-каннибалы становятся крупнее и быстрее завоевывают новые ареалы. «Хорошая новость заключается в том, что каннибализм может контролировать рост популяции», — заключили авторы работы.