«Хаббл» заглянул глубже всего внутрь квазара

«Хаббл» получил изображения объектов в 16 000 световых лет от черной дыры
Ученые заглянули глубже, чем когда бы то ни было, внутрь самого первого квазара — и обнаружили много «странных вещей».
NASA

При помощи космического телескопа «Хаббл» астрономам удалось глубже, чем когда-либо, заглянуть в квазар, сообщили в NASA.

На новых изображениях квазара 3C 273 можно заметить много «странных вещей», рассказал Бин Рен из Обсерватории Лазурного берега в Ницце.

«У нас есть несколько пятен разного размера и загадочная L-образная нитевидная структура. Все это находится в пределах 16 000 световых лет от черной дыры», — пояснил он.

Возможно, эти объекты — небольшие галактики-спутники, поставщики вещества, которое падает на черную дыру, порождая сильнейшее излучение и тем самым превращая ее в квазар.

3C 273 — самый первый открытый квазар, он был идентифицирован так еще в 1963 году астрономом Маартеном Шмидтом. Что немудрено — ведь этот квазар самый яркий на нашем небе, притом что находится он в 2,5 миллиардах световых лет от нас, а будь ближе — сверкал бы ярче Солнца.

Фото: NASA, ESA, Bin Ren (Université Côte d’Azur/CNRS); Acknowledgment: John Bahcall (IAS); Image Processing: Joseph DePasquale (STScI)

Наблюдать квазар 3C 273 в телескоп — это как смотреть прямо в слепящую фару автомобиля и пытаться увидеть муравья, ползущего по ободу вокруг него. Спектрограф Space Telescope Imaging Spectrograph (STIS) «Хаббла» может выполнять роль коронографа, отсекающего яркий свет — подобно Луне, заслоняющей Солнце во время полного затмения. Благодаря этому удалось исследовать области в восемь раз ближе к черной дыре, чем когда-либо прежде.

Изучена также внегалактическая струя материала квазара протяженностью порядка 300 000 световых лет, несущаяся почти со скоростью света. Сравнивая ее фото с архивными изображениями 22-летней давности, ученые пришли к выводу, что она движется быстрее дальше от черной дыры.

По словам Рена, сопоставление данных разных периодов времени, а также наблюдений в разных диапазонах — от мелкомасштабной радиоинтерферометрии до крупномасштабных оптических и ультрафиолетовых снимков — дают возможность продвинуться в понимании строения квазаров.