Хотите достичь своих целей? Разозлитесь, говорят психологи
Согласно новому исследованию, хотя гнев часто воспринимается как негативная эмоция, он также может быть для людей мощным мотиватором для достижения сложных целей в своей жизни, сообщает Американская психологическая ассоциация.
«Люди часто думают, что состояние счастья идеально. Мнение о том, что положительные эмоции лучше всего для психического здоровья и благополучия, широко распространено, но исследования показывают, что сочетание разных эмоций, включая отрицательные, например, гнев, приводит к лучшим результатам», — сказала ведущий автор Хизер Ленч, дпрофессор кафедры психологии и наук о мозге в Техасском университете (США).
Функционалистская теория эмоций предполагает, что все эмоции, хорошие или плохие, являются реакциями на события и нужны для предупреждения человека о важных ситуациях, которые требуют действий. Каждая эмоция может требовать разного ответа. Например, печаль может указывать на то, что человеку необходимо обратиться за помощью или эмоциональной поддержкой, а гнев может указывать на то, что ему необходимо принять меры для преодоления препятствия.
Чтобы лучше понять роль гнева в достижении целей, исследователи провели серию экспериментов с более 1000 добровольцев и проанализировали данные опросов более 1400 респондентов. В каждом эксперименте вызывали либо эмоциональную реакцию (например, гнев, веселье, желание или печаль), либо нейтральное эмоциональное состояние, а затем предлагали участникам сложную задачу. Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology.
Во всех случаях гнев улучшал способность людей достигать целей по сравнению с нейтральным эмоциональным состоянием, особенно в сложных ситуациях. Эффект гнева был выражен более ярко в ситуациях, где цели были более сложными. Хотя гнев явно лидировал, в некоторых случаях развлечение или желание также были связаны с достижением цели.
«Эти результаты показывают, что гнев увеличивает усилия по достижению желаемой цели, что часто приводит к большему успеху», — сказала Ленч.