Передвижение на двух ногах может объяснить музыкальность и речь людей

Переход к хождению на двух ногах не только изменил передвижение человека, но и способствовал эволюции музыки и языка, утверждают исследователи.
Pixel-Shot/Shutterstock/FOTODOM

Новое исследование, проведенное врачом и исследователем Мацем Ларссоном из Университета Эребру (Швеция), предполагает, что именно фактор прямохождения стал ключом к развитию у человека ритмических, музыкальных и лингвистических способностей.

«Это также объясняет, почему пробежки и прогулки способствуют креативности», — отмечает он.

Вместе с Дином Фолком, профессором антропологии из Университета штата Флорида, Ларссон опубликовал исследование в журнале Current Anthropology. Они считают, что прямохождение создает ритмичные и более предсказуемые ощущения движения. В отличие от того, что наблюдается у наших ближайших ныне живущих родственников — шимпанзе, которые передвигаются на четвереньках неравномерно.

Двое людей, идущих в ногу, имеют возможность эффективнее воспринимать окружающую среду. Между шагами есть интервалы, и когда они синхронизированы, мозг может группировать звуки и отличать шаги от других шумов.

«Таким образом, можно вовремя заметить льва или врага. Индивиды без чувства ритма, вероятно, просто вывалились из генофонда», — говорит Ларссон.

Даже в утробе, нерожденный ребенок чувствует на себе воздействие ритмичных шагов матери. Покачивание вверх-вниз в такт шагам матери активирует слух ребенка, баланс, осязание и способность воспринимать собственное положение и движения. Все это формирует проприоцепцию.

Нормальный темп ходьбы составляет около 120 шагов в минуту — та же скорость, что и у многих музыкальных произведений.

«Стук сердца имеет другой ритм, около 70 ударов в минуту, и стимулирует только слух. Это означает, что шаги создают значительно более музыкальный опыт. Детей успокаивают покачивания. Вероятно, потому, что это имитирует хождение матери во время беременности?» — утверждает Ларссон.

Его соавтор, Фолк, давно исследует манеру, с которой взрослые разговаривают с маленькими детьми: ритмично и почти музыкально. С началом хождения на двух ногах, дети больше не могли цепляться за мех матери для удержания физического контакта.

«Так возникла специальная речь для общения с детьми — как замена физической связи между малышами и родителями. Это могло стимулировать эволюцию музыки и языка. Бег и прогулки способствуют креативности и появлению новых мыслей, а прогулка с другом стимулирует обмен идеями», — говорит Ларссон.

Реклама