Измерения гравитации Луны указали на частично расплавленный слой мантии

Вид внутренней части Луны, показывающий твердое внутреннее ядро ​​(белое), жидкое внешнее ядро ​​(желтое), зону низкой вязкости (красную), которая, вероятно, частично расплавлена, а также мантию и кору.
Вид внутренней части Луны, показывающий твердое внутреннее ядро ​​(белое), жидкое внешнее ядро ​​(желтое), зону низкой вязкости (красную), которая, вероятно, частично расплавлена, а также мантию и кору.
NASA/Theophilus Britt Griswold, при участии Sander Goossens, Isamu Matsuyama, Gael Cascioli и Erwan Mazarico
Открытие оставляет больше вопросов, чем ответов.

Под поверхностью Луны находятся оливиновая мантия и металлическое ядро. Некоторые ученые также предполагают в основании мантии наличие частично расплавленного слоя, промежуточного между твердой мантией и твердым ядром. Однако, другие это опровергают. Новое исследование, опубликованное в AGU Advances, подтверждает существование этой переходной зоны, сообщает Американский геофизический союз.

Новое доказательство появилось благодаря анализу «приливов» на Луне. Подобно тому как гравитационное притяжение Луны и Солнца периодически искажает форму Земли, Земля и Солнце также влияют на Луну, вызывая приливные эффекты, которые деформируют ее форму. Ответ Луны на приливные силы зависит, частично, от ее глубинной внутренней структуры. В новой работе исследователи впервые зафиксировали годовые изменения формы Луны, анализируя данные с аппаратов НАСА GRAIL и Lunar Reconnaissance Orbiter.

Затем авторы внесли как месячные, так и годовые изменения гравитации Луны, а также среднюю плотность спутника, в компьютерную модель. Исследователи обнаружили, что без более мягкого слоя у основания мантии наблюдаемые гравитационные данные не воспроизводятся. Иными словами, исследование предполагает, что существование частично расплавленного слоя в глубокой мантии весьма вероятно.

Ученые предполагают, что если этот слой действительно существует, он может состоять из богатого титаном материала ильменита. Однако необходимо больше исследований: источник тепла, который поддерживает расплав на протяжении миллиардов лет — все еще загадка.