Мнемоническая техника аборигенов оказалась эффективнее «чертога разума»
Древняя техника запоминания, разработанная австралийскими аборигенами, оказалась более эффективной, чем «чертог разума», популяризированные в сериале BBC о Шерлоке Холмсе.
Исследование опубликовано в журнале PLOS One, коротко о нем рассказывает Live Science.
«Чертог разума» — это метод запоминания, также известный как метод локусов. Он прикрепляет информацию к объектам внутри воображаемого здания или комнаты. Согласно легенде, эта техника возникла, когда греческий поэт Симонид Кеосский чудом спасся при обрушении здания на пиру, а затем смог идентифицировать тела своих товарищей, вспомнив, где кто сидел. Главный персонаж сериала BBC «Шерлок» использует эту технику при раскрытии дел. Исследования техники «чертога разума» показывают, что она улучшает как краткосрочную память, так и долгосрочную.
Новое исследование сравнивает эту методику с другой мнемонической техникой, которую использовали бесчисленные поколения аборигенов. Этот метод также прикрепляет информацию к физическим объектам или локациям, но в форме повествования, которое включает в себя различные детали.
Ученые из Университета Дикина разделили 76 добровольцев — студентов-медиков с первого курса — на три группы во время их первых дней занятий в университете. Сначала всем показали список из 20 распространенных названий бабочек и дали 10 минут на запоминание. Затем добровольцы должны были записать столько названий, сколько смогли вспомнить.
Во второй части эксперимента, длившейся 30 минут, треть студентов обучались технике «чертога разума». Еще треть участников отправилась в сад, где исследователь познакомил их с техникой аборигенов и рассказал историю, связанную с этим садом, для запоминания списка бабочек. Контрольная же группа в это время смотрела не связанное с бабочками видео.
Студентам снова был дан список и 10 минут на запоминание, затем их попросили снова записать названия бабочек. После 20-минутного неструктурированного перерыва они были протестированы снова.
Все учащиеся показали улучшение результатов тестов просто потому, что видели список несколько раз. При этом техника «чертога разума» улучшила запоминаемость вдвое, а техника аборигенов — втрое. Студенты, обученные технике аборигенов, также значительно чаще перечисляли названия бабочек по порядку, чем две другие группы. Тест не требовал упорядочивания списка, но ученые отметили, что студенты, которые связывали информацию с повествованием, запоминали информацию в определенной последовательности.
Впрочем, тест оказался слишком легким для студентов-медиков: многие запомнили 20 из 20 названий бабочек с первой попытки, вообще без какой-либо подготовки. Авторы работы отметили, что будущие исследования должны быть более сложными.
Исследователи также собрали отзывы студентов, участвовавших в эксперименте, и обнаружили, что многие продолжают использовать изученные техники запоминания в учебе.
Фото: Shutterstock