Мыши ведут исследование, пока ученые исследуют их — неожиданный вывод нейробиолога

Shutterstock
Судя по всему, они способны мыслить на уровне младенцев-людей.

Во время экспериментов нейробиолог Кишор Кучибхотла из Университет Джонса Хопкинса (США) и его коллеги заметили, что мыши не всегда справляются с тестами даже тогда, когда уже хорошо выучили, что надо делать. Ученые предположили: либо зверьки делали ошибки из-за стресса, либо проверяли, что будет, если поступить не так, как требуется. Ответить на вопрос об этом помогло отдельное исследование, о котором сообщается на сайте университета.

Чтобы найти ответ, Кучибхотла провел эксперимент. Мышам включали два разных звука. Потом давали доступ к колесу, которое издавало один звук при повороте вправо, другой — при повороте влево. Если мышь выполняла задание верно, то получала вознаграждение в виде лакомства.

Ученые увидели, что зверьки, услышав звук, немного поворачивали колесо в одну сторону, потом — в другую. При этом неверных ответов в сумме было больше. Но исследователи считают, что мыши не совершали ошибку, а проверяли: что будет, если поступить вот таким образом?

«Похоже, что большая часть разрыва между знаниями [лабораторных мышей] и результатом их действий заключается в том, что животное занимается своего рода исследованием — и то, что оно делает, довольно умно. Мы считаем, что животные, как и люди, могут выдвигать гипотезы, проверять их и использовать для этого высшие когнитивные процессы», — уверен Кучибхотла.

Во второй части эксперимента тем же мышам предлагали то же задание. Однако вознаграждения за правильный ответ не было. Но несмотря на это, на третьем этапе зверьки не отказывались от теста и не совершали намеренных ошибок, а крутили колесо в правильную сторону повторно.

«Если у животного сформировалось внутреннее представление о том, как надо выполнить задачу, то отсутствие вознаграждения должно нарушать его ожидания. И если это так, то это должно влиять на поведение при последующих тестах. И это именно то, что мы обнаружили. Потому что животное такое: "Эй, в прошлый раз я ожидал получить награду, но не получил, так что сейчас позвольте мне проверить свои знания, позвольте мне использовать те знания, которые у меня есть, и посмотреть, правильные ли они!"» — объясняет Кучибхотла.

Он отмечает, что примерно такой же стратегии: сделать и проверить, что будет, — придерживаются младенцы в тот период, когда еще не умеют говорить.

Однако, как и в случае с младенцами, ученым пришлось делать выводы только на основе поведения мышей. И теперь им предстоит проверить выводы, определив, как такое стратегическое мышление у мышей регулируется на уровне нейронной активности. А также — сравнить, различаются ли эти стратегии у разных биологических видов.