На французской картине XV века с католическим святым обнаружили первобытное каменное рубило
Более 500 000 лет назад предки человека использовали большие каменные инструменты — ашельские ручные рубила. Эти доисторические инструменты овальной и грушевидной формы, часто изготавливались из кремня и имели заостренный конец. Согласно письменным источникам, до эпохи Просвещения, люди думали, что они имеют естественное происхождение. Их называли «громовыми камнями, выпущенными из облаков», причем самые ранние записи датируются серединой XVI века.
Но исследователи из Дартмутского колледжа и Кембриджского университета (Великобритания) установили, что «Меленский диптих» (около 1455 г.), написанный Жаном Фуке, показывает самое раннее художественное изображение ашельского ручного рубила. Результаты опубликованы в Cambridge Archaeological Journal, сообщает Phys.org.
«Меленский диптих» был заказан Этьеном Шевалье, который был родом из Мелена и служил казначеем короля Франции Карла VII. Диптих состоит из двух картин маслом на деревянных панелях: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» слева и «Мадонна с младенцем в окружении ангелов» справа. На картине Шевалье изображен в малиновой мантии со сложенными вместе руками, как будто он молится, в то время как Святой Стефан, его покровитель, стоит рядом с ним и держит Новый Завет, а на книге лежит каменный предмет, напоминающий ашельское ручное рубило. Камень символизирует смерть через побивание камнями святого Стефана, первого христианского мученика.
Используя метод эллиптического анализа Фурье, который количественно определяет форму объекта, ученые обнаружили, что предмет на картине в пределах 95% схож с ашельскими рубилами, которые находят в регионе, где была написана картина. Причем художник даже довольно точно передал их цвет. На поверхности насчитали 33 отщепа, при среднем показателе на французских артефактах в 30.
«Похоже, Фуке проявил особый интерес к каменному объекту, вероятно, потому что тот поразил его воображение», — говорит Стивен Кангас, руководитель исследования.
«Мне нравится идея связать ручной топор — утилитарный предмет, который помог гоминидам выжить полмиллиона лет назад — с изящной средневековой французской живописью. От эпохи палеолита до эпохи Возрождения и далее ручные топоры были и продолжают оставаться частью человеческой истории», — говорит один из авторов анализа Джереми ДеСильва.