Найдены древнейшие следы разделки слона первобытными людьми

Разделка слона — задача невероятной сложности, требующая серьезных инструментов и слаженной работы, однако и награда за нее заманчивая — настоящий кладезь белка.
Авторы нового исследования утверждают, что первобытные жители Танзании научились этому уже 1,78 миллиона лет назад. Доказательства, найденные в Олдувайском ущелье, приведены в препринте на bioRxiv.
«Около 2 миллионов лет назад люди систематически потребляли таких животных, как газели или водяные козлы, но не более крупную дичь», — говорит профессор Мануэль Домингес-Родриго из Университета Райса в Техасе, руководивший исследованием.
Чуть позже произошли кардинальные изменения, и на них указывают сделанные в Олдувае находки. Ущелье усеяно окаменелостями животных и гомининов, сформировавшимися в период от примерно 2 миллионов до 17 000 лет назад, и примерно 1,8 миллиона лет назад наблюдается резкая перемена в составе костей: среди них становится гораздо больше останков слонов и гиппопотамов. Однако само по себе это не может служить доказательством, что их разделывали люди, признает ученый.
В июне 2022 года Домингес-Родриго и его коллеги обнаружили в Олдувае место, где, по всей видимости, разделывали слона. Участок назвали EAK (Emiliano Aguirre Korongo), там нашли частичный скелет вымершего вида слона Elephas recki, окруженный большим количеством каменных орудий. Эти орудия значительно крупнее и массивнее тех, что использовали гоминины до рубежа в 2 миллиона лет. Эти новые инструменты, по словам Домингеса-Родриго, вероятно, изготовил древний человек вида Homo erectus.
«Среди них — ножи плейстоценовой эпохи, такие же острые, как и тогда, когда ими пользовались [древние] люди», — уточняет он.
Профессор и его коллеги считают, что эти каменные орудия использовались для разделки слона. Некоторые крупные кости конечностей, судя по всему, были разбиты вскоре после смерти животного, пока еще были свежими — так называемые «зеленые» переломы. Падальщики вроде гиен могли обгладывать мясо с туш, но они не способны разгрызть диафизы костей взрослых или почти взрослых слонов, подчеркивает исследователь.
«На нашем участке мы задокументировали несколько таких костей с признаками свежих переломов, что показывает: люди разбивали их с помощью камней-отбойников. Такие зеленые переломы широко распространены на всей обследованной территории возрастом 1,7 миллиона лет, и на этих костях также часто встречаются сопутствующие следы от ударов», — рассказывает антрополог.
Вместе с тем почти нет свидетельств в виде царапин или следов порезов, которые должны оставаться на костях при срезании мяса в ходе разделки.
Остается неизвестным, убили ли люди этого слона или же просто наткнулись на тушу и воспользовались ситуацией. «Единственное, что мы можем утверждать с уверенностью, — что они его разделывали, или часть его, и в процессе оставили несколько орудий рядом с костями», — резюмирует Домингес-Родриго.
По его мнению, переход к разделке слонов не просто обусловлен изобретением более совершенных каменных орудий, но и свидетельствует о начале роста численности гомининов, что повлекло за собой социальные и культурные изменения.
Профессор Майкл Панте из Университета штата Колорадо счел эти доказательства слабыми — ведь они основаны, по сути, только на соседстве каменных орудий и костей слона.
Самые ранние однозначные свидетельства разделки гиппопотамов, жирафов и слонов в Олдувае появляются, по словам Панте, на 80 000 лет позже — на участке HWK EE возрастом 1,7 миллиона лет, который изучал он с коллегами. «В отличие от стоянки EAK, кости этих таксонов [на участке HWK EE] несут на себе следы порезов и найдены в археологическом контексте с тысячами других костей и артефактов», — заключил он.




