Наш мозг принимает некоторые «слова» шимпанзе за человечьи

Shutterstock / GUDKOV ANDREY
Но все равно он очень хорошо различает голоса людей и других, родственных нам видов.

Префронтальная кора — это один из основных центров мозга, отвечающих за восприятие и обработку речевых сигналов. Наравне со словами мы воспринимаем и короткие звуки или звукосочетания, которые символизируют наши эмоции и смысл которых скорее угадывается: «Ого!», «Уууууу!», «Хм…», — и другие.

Именно на способности мозга обрабатывать эти аффективные вокализации сосредоточились ученые Женевского университета (Швейцария). И в ходе исследования выяснили, что наш мозг воспринимает некоторые звуки, издаваемые приматами, почти так же, как человеческие восклицания. Результаты опубликованы в журнале Cerebral Cortex Communications.

Люди-участники эксперимента слушали записи восклицаний в наушниках, лежа в аппарате МРТ. Они должны были определить и отметить, чей голос слышали в каждой из 72 коротких записей: человека, макаки, шимпанзе или еще одного вида человекообразных обезьян — бонобо. Параллельно с помощью томографии отслеживалась реакция мозга на эти звуки.

Результаты тестирования показали, что испытуемые отличали голоса людей лучше всего, но путали восклицания других видов, как и ожидали исследователи. Точнее они определяли голоса более известных видов — шимпанзе и макак, а вот записи бонобо чаще относили к другим видам.

При этом в мозгу испытуемых активировались разные зоны в ответ на голоса представителей разных видов. Вероятно, он реагировал не на смысл, а именно на акустические параметры звуков. При этом голоса шимпанзе воспринимались ближе всего к человеческим.

«Крики шимпанзе привели к активности областей мозга, очень похожей на ту, которая возникает при обработке голоса человека», — пояснили такой вывод исследователи.

Авторы статьи указывают, что зафиксированная ими активность, предшествовавшая ответу о том, чей возглас раздавался, свидетельствуют об участии областей префронтальной коры мозга в распознавании этих эмоциональных восклицаний. Возможно, именно она отвечала за формирование первого праязыка, хотя и неизвестно, насколько значимы в нем были звукосочетания, подобные современным междометиям.

«Фактически, обработка человеком голосов приматов может улучшить наше понимание невербального общения на текущей стадии Homo sapiens и лучше раскрыть связь наших предков с другими гоминидами», — добавляют ученые.