Недосып теперь можно выявить по анализу крови
Если человек не спит более 24 часов и при этом оказывается за рулем, вероятность серьезных травм или смертельного исхода для него и окружающих увеличивается. Так, именно короткий сон или его отсутствие становятся причинами примерно 20% ДТП в мире. Новая методика позволит по анализу крови выявлять людей, которые бодрствуют слишком долго, сообщает Бирмингемский университет (Великобритания).
Чтобы понять, какой именно искать, ученые проанализировали образцы крови здоровых добровольцев, бодрствовавших сутки. По ним выявили биомаркеры, характерные для отсутствия сна. Сравнив каждый образец с кровью людей, которые точно хорошо выспались перед анализом, получилось идентифицировать пробы в 99,2% случаев. Без сравнения образцов друг с другом удалось указать, спал ли человек в последние сутки, с точностью 89,1%.
Сейчас ученым предстоит усовершенствовать методику. В частности, они надеются найти биомаркеры, которые указывали бы не на полное отсутствие сна в течение суток, а на недосып. Кроме того, возможно, удастся определить, какие вещества в выдыхаемом воздухе или слюне могут указать на эти же обстоятельства.
«Имеются убедительные доказательства того, что сон менее пяти часов делает вождение небезопасным. Но мы обнаружили, что если человек садится за руль после 24 часов бодрствования, его состояние примерно такое же, как после дозы алкоголя, которая, например, вдвое превышает порог допустимого в Австралии (а это — в несколько раз выше российского предела — прим. Ред.)», — говорит профессор Клэр Андерсон.
Авторы исследования предполагают, что их методика может найти применение в структурах, отвечающих за безопасность дорожного движения, а также в судебно-медицинской экспертизе.
Кроме того, в университете отмечают: считается, что многие крупные катастрофы произошли из-за ошибок слишком уставших людей — например, крушение космического шаттла NASA «Челленджер».
«Объективные тесты, выявляющие людей, представляющих опасность для себя или других, крайне необходимы в ситуациях, когда цена ошибки фатальна. Тестирование на алкоголь изменило правила игры в плане сокращения дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними серьезных травм и смертельных случаев, и вполне возможно, что мы сможем добиться того же с усталостью. Но для достижения этой цели еще предстоит много работы», — отмечает Андерсон.