В мертвом человеческом мозге обнаружены «зомби-клетки»
Невролог Джеффри Лёб из Университета Иллинойса (США) и его коллеги обнаружили, что некоторые клетки мозга увеличивают свою активность после того, как человек умирает.
Исследование опубликовано в Scientific Reports, коротко о нем рассказывает Science Alert.
Большая часть информации, которая у нас есть о расстройствах мозга, таких как аутизм, болезнь Альцгеймера и шизофрения, получена в результате экспериментов, проводимых на тканях мозга после смерти. Такой подход имеет решающее значение при поиске лечения, поскольку опыты на животных для исследований мозга часто не репрезентативны.
Обычно такие исследования проводятся на тканях людей, умерших более 12 часов назад. Сравнивая экспрессию генов в свежих тканях мозга (удаленных в ходе операции по поводу эпилепсии у 20 пациентов) с образцами мозга умерших людей, Лёб и его команда обнаружили поразительные различия, которые не зависели от возраста или диагноза.
Исследователи изучили данные об экспрессии генов, чтобы понять, как клеточно-специфическая активность изменяется с течением времени после смерти при комнатной температуре.
Хотя большая часть активности генов оставалась стабильной в течение 24 часов, нейронные клетки и активность их генов быстро истощались. А вот глиальные клетки, напротив, увеличивали экспрессию генов и активизировали процессы.
«То, что глиальные клетки после смерти увеличиваются в размерах, неудивительно, учитывая, что они реагируют на воспаление и их работа заключается в восстановлении после травм головного мозга, таких как кислородное голодание или инсульт», — пояснил Лёб. А смерть с точки зрения клеток — просто крупная «травма».
Однако через 24 часа эти клетки также умерли и их уже нельзя было отличить от разрушающейся ткани, окружающей их.
Открытие имеет огромное значение как для прошлых, так и для настоящих исследований с использованием тканей мозга для понимания заболеваний, которые связаны с иммунными реакциями.
«Исследователи должны принять во внимание эти генетические и клеточные изменения и максимально сократить посмертный интервал, чтобы уменьшить масштабы этих изменений, — отметили ученые. — Хорошая новость заключается в том, что теперь мы знаем, какие гены и типы клеток стабильны, какие деградируют, а какие со временем увеличиваются, чтобы можно было лучше понять результаты посмертных исследований мозга».
Фото: Dr. Jeffrey Loeb