Новое исследование обнаружило ошибку Дарвина
Тамаш Секели, профессор биоразнообразия Центра эволюции Милнера в Университете Бата (Великобритания), рассказал в журнале The Conversation об исследовании, посвященном теории Дарвина.
В середине XIX века, когда Чарльз Дарвин собирал доказательства своей теории о том, что виды эволюционируют в результате естественного отбора, он отметил, что это не объясняет причудливые хвосты самцов павлинов, рога у самцов оленей или почему самцы некоторых видов намного крупнее самок.
Для объяснения этих фактов Дарвин выдвинул вторичную теорию полового отбора признаков, которые увеличивают шансы животного получить партнера и произвести потомство. Такие признаки Дарвин разделил на оружие (рога, шпоры, клыки, крупные размеры) для подавления соперников и украшения, нацеленные на привлечение противоположного пола.
Ученый считал, что признаки полового отбора можно объяснить неравномерным соотношением полов, когда в популяции больше самцов, чем самок, или наоборот.
Неравномерное соотношение полов часто встречается в популяциях животных, от бабочек до млекопитающих, включая человека. Этот перекос является наиболее сильным среди сумчатых. У австралийских сумчатых мышей, например, все самцы умирают после брачного сезона, поэтому бывают времена, когда взрослых самцов нет в живых и все взрослое население состоит из беременных самок. У многих птиц, в частности зуйков, напротив, самцов в несколько раз больше, чем самок.
Чарлз Дарвин рассудил, что самец с меньшим количеством доступных самок должен будет усерднее трудиться, чтобы получить одну из них в качестве партнера, и что эта конкуренция будет стимулировать половой отбор.
В новом исследовании Секели и его коллеги рассмотрели эволюцию у разных видов, самцы которых часто в несколько раз крупнее самок: это встречается, например, у павианов, морских слонов и перелетных птиц.
«Понятно, как половой отбор иногда может создавать диморфизм размеров. Чтобы победить врага, нужна мускульная сила и выносливость. Таким образом, быть крупнее часто означает доминировать над соперниками, тем самым выигрывая в эволюционную лотерею воспроизводства», — пояснили исследователи.
Проанализировав 462 различных вида рептилий, млекопитающих и птиц, ученые обнаружили тесную связь между половым диморфизмом размера и соотношением полов, подтвердив предположения Дарвина. Но, что удивительно, результаты показали, что Дарвин ошибался: половой отбор наиболее выражен не тогда, когда потенциальных партнеров мало, а когда их много.
«Это никоим образом не отменяет теории Дарвина о естественном и половом отборе, — подчеркнули ученые. — Наше открытие просто показывает, что брачную конкуренцию стимулирует другой механизм, отличный от предложенного Дарвином».
Предположение Дарвина было основано на идее, что наиболее интенсивная конкуренция за партнеров должна происходить при их нехватке. Но половой отбор на самом деле представляет собой систему, в которой победитель получает все.
Это означает, что, когда в популяции много потенциальных партнеров, лучший самец — в текущем исследовании самый крупный и самый тяжелый — получает непропорционально высокие шансы, оплодотворяя большое количество самок, а более мелкие самцы просто не идут в счет и не производят потомства.
«Такие исследования могут дать беспрецедентно новое понимание того, как устроена природа», — заключили авторы работы.
Фото: Shutterstock