Новый способ получения водорода из морской воды обещает революцию в энергетике

Водород можно получить с помощью алюминия и... кофейной гущи.
Shutterstock.com

Инновационный способ добычи водородного топлива открыли исследователи Массачусетского технологического института (MIT). Новая технология идеально подходит для морского транспорта, работающего на водороде.

Водород называют ключом для снижения углеродного следа в энергетике из-за того, что при его горении образуется чистая вода, он также обладает высокой энергоемкостью. Но этот газ сложно хранить и перевозить, при транспортировке есть риск нанесения вреда атмосфере.

Специалисты MIT решили подойти к проблеме под другим углом. Они придумали производить водород прямо в самих транспортных средствах. По их задумке, единственное что придется перевозить с собой – алюминиевые гранулы, которые гораздо легче хранить.

Исследователи применили сравнительно простую химическую реакцию взаимодействия алюминия с кислородом. В воде этот металл быстро отбирает кислород из H2O, из-за чего там остается лишь молекулярный водород. Газ выделяется в виде пузырьков.

Ученые получили из одной алюминиевой гранулы весом в 0,3 грамма 400 миллилитров водорода за пять минут, реакция проводилась в пресной деионизированной воде. По их расчетам, один грамм таких гранул может произвести 1,3 литра водорода за пять минут.

В обычных условиях процесс протекает недолго, однако оксидная пленка на поверхности металла блокирует дальнейшее взаимодействие. Чтобы избежать этого, в MIT обработали гранулы алюминия сплавом галлия и индия, это позволило продлить реакцию.

Однако исследователи столкнулись с новой проблемой: реакция в морской воде шла слишком долго. Для получения того же объема водорода, который производится за пять минут в пресной воде, в морской воде необходимо потратить порядка двух часов. Им неожиданно помогла кофейная гуща — субстанция значительно ускорила реакцию, ее срок удалось сократить до первоначальных пяти минут. Ученые установили, что ключевым компонентом гущи, который поспособствовал этому взаимодействию, стало соединение имидазол — часть молекулы кофеина.

Возможным недостатком технологии остается стоимость галлия и индия – это весьма редкие металлы. Но ученые обнаружили, что при проведении реакции в ионном растворе, например, в морской воде, оба этих металла можно извлечь для повторного исследования. По мнению ученых, эта технология открывает большие перспективы для использования водородного топлива у морского транспорта, поскольку не придется с собой возить морскую воду. Они намереваются испытать небольшой подводный глайдер, расчеты показывают, что он сможет работать до 30 дней без перерыва на 18 килограммах алюминиевых гранул.

Работа опубликована в Cell Reports Physical Science.