Запахи искажают восприятие цвета — доказывают нейробиологи
Наши пять чувств бомбардируют нас информацией из окружающей среды 24/7. Один из способов, которым наш мозг справляется с этим изобилием, — это объединение информации от двух или более чувств. Эта сенсорная интеграция, заставляет нас ассоциировать высокие температуры с теплыми цветами, низкие звуки — с чем-то тяжелым, а цвета — со вкусом определенных продуктов, например, вкус апельсинов с одноименным цветом.
Исследование, опубликованное в Frontiers in Psychology, экспериментально показало, что такие бессознательные «кроссмодальные» ассоциации с обонянием могут влиять на восприятие цветов, передает служба новостей научного издательства Frontiers.
Ученые проверили силу ассоциаций «запах-цвет» у 24 взрослых женщин и мужчин в возрасте от 20 до 57 лет. Испытуемые сидели перед экраном в комнате, лишенной лишних сенсорных раздражителей на время экспериментов. Затем один из шести запахов (выбранных случайным образом: карамель, вишня, кофе, лимон и мята, а также вода без запаха в качестве контроля) подавался в комнату с помощью ультразвукового диффузора в течение пяти минут.
«Мы показали, что запах карамели обычно представляет собой кроссмодальную ассоциацию с темно-коричневым и желтым, точно так же, как запах кофе с темно-коричневым и красным, вишневый с розовым, красным и фиолетовым, мята с зеленым и синим и лимонный с желтым, зеленым и розовым», — объяснил ведущий автор доктор Райан Уорд из Ливерпульского университета Джона Мурса (Великобритания).
Участникам был представлен экран, на котором был показан квадрат, заполненный случайным цветом (из бесконечного диапазона). Им было предложено вручную отрегулировать два ползунка — один от желтого к синему, а другой от зеленого к красному — чтобы изменить его цвет на нейтральный серый.
Результаты показали, что у участников тенденция отрегулировать один или оба ползунка слишком далеко от нейтрального серого. Например, когда им представили запах кофе, они ошибочно восприняли «серый» скорее как красно-коричневый цвет. Аналогичным образом, когда услышали запах карамели, ошибочно восприняли цвет, обогащенный синим, как серый. Исключением был случай, когда был представлен запах мяты: здесь выбор участниками оттенка отличался от типичной кроссмодальной ассоциации.