Найдены ускоряющие старение гены

Карьера Изабель Фут начиналась с работы медсестрой в доме престарелых. Там она наблюдала это каждый день: некоторые люди стареют скорее, чем другие. Одни легко вступали в свои 90 лет с сохранным разумом и телом, в другие к этому моменту десятилетиями страдали от диабета, болезни Альцгеймера или проблем с опорно-двигательным аппаратом. Некоторые могли легко перенести серьезное падение или сильный грипп, другим уже не суждено было восстановиться после этого.
«Почему это происходило с ними, а не с их ровесниками, которые могли вернуться домой? У нас действительно не было ответа», — вспоминает Фут.
Ныне постдокторант Института поведенческой генетики Университета Колорадо в Боулдере (CU Boulder), она стала одним из авторов статьи в журнале Nature Genetics, которая дает некоторые подсказки.
В этом исследовании идентифицировано более 400 генов, связанных с ускоренным старением, по семи различным подтипам. Все они так или иначе лежат в основе нарушений старения — от когнитивного спада до проблем с подвижностью и социальной изоляции — всего того, что объединяет термин «немощь».
Результаты подтверждают так называемую «геронаучную гипотезу» — идею о том, что для лечения множественных хронических заболеваний, сопровождающих старение, нужно лечить само старение.
«Чтобы иметь возможность определить методы лечения для остановки или обращения вспять ускоренного биологического старения, необходимо знать, какова его основная биология, — объясняет Фут. — Это крупнейшее на сегодняшний день исследование, в котором используется генетика для решения этой задачи».
Переосмысление немощи
Исследование сосредоточено вокруг немощи (frailty) — универсального термина для «мультисистемного физиологического упадка», который часто сопровождает старение. Более 40% американцев старше 65 лет считаются немощными. Врачи обычно оценивают немощь по 30-балльной шкале, которая измеряет все: от скорости ходьбы и силы хвата до количества диагностированных заболеваний и уровня социальной активности.
Проблема этого подхода, по словам Фут, заключается в том, что два человека могут получить одинаково высокий балл немощи, даже если один из них когнитивно сохранен, но не может ходить, а другой находится в хорошей физической форме, но имеет плохую память. Из-за отсутствия различий врачам сложно давать рекомендации пожилым пациентам, а ученым — выявлять основные причины нездорового старения.
«Старение — это не просто один процесс. Есть много путей к немощи. Поэтому закономерен вопрос: какие гены в этом участвуют?» — говорит ведущий специалист по немощи Кеннет Роквуд из Университета Далхаузи, соавтор исследования.
Генетические ключи
Ученые провели «полногеномное ассоциативное исследование», проанализировав ДНК и медицинскую информацию сотен тысяч участников UK Biobank и других публичных баз данных, чтобы определить, какие гены связаны с 30 симптомами немощи.
Они идентифицировали 408 генов, связанных с ускоренным старением, что стало настоящим прорывом по сравнению с выявленными ранее 37 генами.
Некоторые из них тесно связаны с определенными подтипами нездорового старения, такими как «инвалидность», «когнитивное снижение», «нарушения обмена веществ» (например, диабет и болезни сердца), «множественные заболевания», «в целом нездоровый образ жизни» и «ограниченная социальная поддержка». Например, ген SP1, связанный с иммунной функцией и болезнью Альцгеймера, ассоциируется с широким подтипом когнитивного снижения, тогда как ген FTO, известный своей связью с ожирением, по-видимому, лежит в основе нескольких различных подтипов.
«В этой работе не только выявляются отдельные аспекты старения, но и демонстрируется, что в их основе лежат совершенно разные биологические процессы. Следующий важный шаг — выяснить, как лечить эти биологические процессы», — сказал старший автор Эндрю Гротцингер с кафедры психологии и нейробиологии CU Boulder.
Таблетка против старения
В ближайшей перспективе авторы предлагают расширить клинические измерения немощи — которая часто проявляется задолго до конкретных заболеваний — включив в них шесть подтипов.
Таким образом, человеку с диагностированной когнитивной немощью можно будет рекомендовать терапию для профилактики деменции, а тому, кто столкнулся с метаболической немощью, могут предложить принять меры для предотвращения диабета или сердечных заболеваний.
Фут рассчитывает найти «полигенный показатель риска», который даст более подробное представление о том, к какому виду нездорового старения предрасположен тот или иной человек. А ее голубая мечта — определить молекулярные пути, которые управляют самим старением, и разработать способы его притормозить.
Вряд ли возможна одна единственная таблетка против старения, признают авторы. Но один препарат для лечения комплекса возрастных метаболических проблем, другой — для решения множественных когнитивных проблем и т. п., вполне реальны, и путь к ним — генетические исследования.
«Наверное, не будет одной волшебной таблетки для решения всех болезней старости — но, возможно, теперь и не понадобятся сотни разных», — заключил Гротцингер.




