Подбородок людей оказался эволюционной случайностью

Человек разумный считает себя венцом творения. Отчасти такая самонадеянность обоснована: язык, культура, сложное абстрактное мышление — многое нас отличает даже от ближайших родственников в животном мире.
Среди уникальных человеческих черт есть одна несколько неожиданная — подбородок. Если рассматривать его строго как фенотипический признак — больше никто из приматов, в том числе неандертальцы, денисовцы и любые другие вымершие виды людей, им не обзавелся. Исключительность подбородка делает его надежным идентификатором Homo sapiens в палеонтологической летописи.
В самом простом определении подбородок — это костный выступ нижней челюсти. Зачем он нужен? Как и почему он возник? Ответы на эти вопросы искали авторы исследования в журнале PLOS One.
«Подбородок сформировался в значительной степени случайно, не в результате прямого отбора, а как эволюционный побочный продукт отбора на другие части черепа», — объясняет профессор Норин фон Крамон-Таубадель, заведующая кафедрой антропологии Университа Буффало.
Архитектурное излишество
Подбородок — это спандрел, побочный результат эволюции. Так же как пространство под лестницей существует не для какой-то архитектурной цели, а лишь потому, что нужно удобно перемещаться с этажа на этаж. Сам термин «спандрел» (в русскоязычной литературе используют еще «антревольт»), введенный Стивеном Джеем Гулдом, взят из архитектуры — так называют простенок над арками или между ними, у которого нет прямого назначения.
«Само по себе наличие уникальной черты, такой как подбородок, вовсе не означает, что она сформировалась под действием естественного отбора для повышения выживаемости, — скажем, как опора для нижней челюсти, помогающая гасить жевательную нагрузку. Подбородок, скорее всего, побочный продукт, а не адаптация, — продолжает исследовательница. — Только изучая организм в целом, мы можем понять, какие его признаки имеют функциональное назначение, а какие — лишь сопутствующий результат этого назначения».
Собственно, побочный характер подбородка — не новость для науки. Однако новая работа принципиально отличается от предыдущих исследований, которые в большинстве своем исходили из того, что естественный отбор был главным двигателем изменений нижней челюсти. Авторы решили проверить «нулевую гипотезу» нейтральности, сравнив строение черепов человекообразных обезьян и человека, чтобы убедиться, была ли эволюция подбородка случайной.
Анализ 46 краниомандибулярных признаков у 15 видов гоминоидов показал, что только три из девяти характеристик подбородка изменились под влиянием отбора: высота, длина челюсти, положение подбородочного отверстия. Остальное — побочные эффекты, связанные с уменьшением зубов, изменением длины лица и даже передвижением на двух ногах.
«Хотя мы действительно находим некоторые свидетельства прямого отбора на отдельные участки человеческого черепа, признаки, относящиеся именно к области подбородка, лучше соответствуют модели спандрела. Изменения, произошедшие после отделения человека от нашего с шимпанзе общего предка, объясняются не давлением естественного отбора на сам подбородок, а отбором на другие участки челюсти и черепа», — говорит фон Крамон-Таубадель.
Зачем это нужно
В антропологии устоялся адаптационистский уклон в оценке физических признаков. Наблюдаемые различия между видами нередко подталкивают к выводу, будто они целенаправленно формировались в ходе эволюции — а значит, у каждого из них есть предназначение или функция, отмечает профессор.
«Получить эмпирические доказательства, опровергающие такую логику, — важная задача как этого исследования, так и биологической антропологии в целом. Мы показали, насколько важно оценивать эволюцию анатомических признаков с учетом их интеграции — то есть взаимосвязи друг с другом», — резюмирует она.




