У носителей разных языков при общении различается активность мозга
Ученые из Института психолингвистики им. Макса Планка, Института Дондерса и Университета Радбауда (Германия) исследовали, как носители разных языков строят предложения в реальном времени. Результаты, опубликованные в PLOS Biology, показали, что стратегии построения речи зависят от особенностей языка.
Например, носители голландского используют прогнозирующий подход, предугадывая, что будет сказано дальше. Носители английского применяют «выжидательную» стратегию, при которой мозг строит грамматическую структуру предложения по мере поступления слов. Такой подход снижает когнитивную нагрузку, так как мозг фокусируется на текущем слове, не строя гипотез о следующих.
Участники эксперимента слушали голландские аудиокниги, пока их мозговую активность фиксировали с помощью магнитоэнцефалографа (МЭГ). Для каждого слова ученые определяли, сколько грамматической информации оно несет. Анализ показал, что мозг строит грамматическую структуру двумя способами.
- Прогнозирование: сначала формируется гипотеза о структуре предложения, а затем она уточняется.
- Интеграция: информация объединяется по мере поступления слов.
Голландский язык, в отличие от английского, часто требует прогнозирования из-за гибкости порядка слов. Например, вместо привычного «Я смотрел документальный фильм» в голландском может быть вариант, эквивалентный «Я документальный фильм смотрел».
Русский язык также отличается гибким порядком слов: «Я читал книгу» можно перестроить как «Книгу читал я» или «Читал я книгу», сохраняя смысл. Это делает русский похожим на голландский в плане необходимости предугадывать структуру предложения. Поэтому носители русского языка тоже склонны к прогнозирующему подходу при общении.
Ранее исследования языка часто основывались на английском. Однако результаты эксперимента показали, что выводы, сделанные на основе одного языка, нельзя обобщать на другие. Учитывая грамматические различия, каждый язык влияет на то, как работает мозг. Это открытие может расширить понимание языковой обработки и улучшить способы обучения.