Предпосылки к развитию синдрома самозванца нашли на рабочем месте

Психологи выяснили, какой вред самооценке может нанести порочная корпоративная культура.
Nicoleta Ionescu/Shutterstock/FOTODOM

Конкурентная корпоративная культура может усиливать чувство «синдрома самозванца» у сотрудников, выяснили исследователи из Австралийского национального университета (ANU) совместно с коллегами из Свободного университета (Нидерланды) и Эксетерского университета (Великобритания).

В опубликованный в Social Psychological and Personality Science метаанализ вошли шесть исследований с участием почти 1300 респондентов. Он показал, что люди чаще ощущают себя самозванцами, когда работают в среде, где им приходится постоянно конкурировать с коллегами за повышение или признание.

В конкурентной рабочей среде люди чаще сравнивают себя с более успешными коллегами, что порождает неуверенность в собственных способностях, объяснила профессор Мишель Райан из Глобального института женского лидерства ANU. Это справедливо как для мужчин, так и для женщин любого возраста и происхождения.

«Слишком часто мы призываем людей (особенно женщин) преодолевать синдром самозванца, меняя себя — становясь увереннее или „включаясь“ в борьбу. Но это исследование ясно показывает, что мы также должны учитывать, как сама рабочая среда подпитывает эти чувства через конкуренцию и нереалистичные ожидания», — подчеркнула психолог.

Таким образом, опровергнута идея, что синдром самозванца — это вызванный перфекционизмом или неуверенностью в себе личный недостаток, который люди приносят с собой на работу. Напротив, неблагоприятная обстановка в коллективе порождает его.

«Эти чувства неполноценности широко называют „синдромом самозванца“, как будто проблема кроется в самом человеке. Однако наше исследование показывает, что культура и атмосфера на работе играют значительную роль в формировании этих ощущений. Они возникают и усиливаются, когда организации создают рабочую культуру, где коллеги — это конкуренты, которых нужно превзойти, иначе они помешают получить признание и продвижение», — добавил соавтор исследования Кристофер Т. Бегени из Эксетерского университета.

В исследовании не изучались долгосрочные эффекты или кросс-культурные различия, и в целом оно основано преимущественно на самоотчетах, что само по себе служит серьезным ограничением, предупредили авторы.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram