Ученые обнаружили неожиданный положительный эффект синдрома самозванца

Shutterstock
Наука опровергает популярную идею о том, что к успеху на работе может привести только непоколебимая уверенность в себе.

Даже у успешных людей нередко есть то, что обычно называют синдромом самозванца: ощущение того, что они втайне недостойны своих заслуг или не настолько способны, как думают другие. Это состояние может быть весьма мучительным и считается, что оно мешает карьере.

Однако исследование психолога из Массачусетского технологического института (США) показывает, что последнее не всегда верно. Те, кого посещает синдром самозванца, как правило, компенсируют свои кажущиеся недостатки тем, что развивают хорошие социальные навыки. Работодатели очень часто признают таких людей эффективными работниками.

«Синдром самозванца неприятное психологическое состояние, он снижает настроение и еще больше — самооценку. Есть лучшие способы сделать кого-то эффективным в межличностных отношениях. Тем не менее, идея о том, что синдром самозванца портит карьеру — миф», — говорит Басима Тьюфик, доцент Школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте, автор новой статьи.

Ее исследование вышло в журнале Academy of Management Journal, кратко о результатах рассказывает Phys.org.

Концепция «феномена самозванца» была первоначально выдвинута в 1978 году двумя психологами, Полин Роуз Клэнс и Сюзанной Аймс, которые исследовали женщин с высокими карьерными достижениями.

В новой работе Басима Тьюфик опросила сотрудников фирмы по управлению инвестициями, чтобы узнать, посещает ли их синдром самозванца. Затем она поговорила с руководителями тех сотрудников, кто признался в существовании тягостных мыслей. Оказалось, что тех, кто назвал себя обладателем синдрома самозванца, начальство считало умеющими эффективно общаться с клиентами и коллегами и в целом весьма продуктивными.

Затем Тьюфик исследовала работу молодых врачей-интернов. Те, у кого было больше «самозванческих» мыслей, лучше всего общались с пациентами. Поскольку программа обучения врачей включала в себя видеозаписи их работы с пациентами, психолог могла оценить качество общения сама, а потом провела опрос пациентов.

«Врачи, которые признавали в себе синдром самозванца, были оценены пациентами как более эффективные в межличностном общении, они были более чуткими, лучше слушали и хорошо извлекали информацию», — отмечает Тьюфик.

Психолог не обнаружила большей распространенности синдрома самозванца у женщин. Результат контрастирует с популярным восприятием этого явления, а также с данными исследований 1970-х годов.

Таким образом, работники с синдромом самозванца задействуют компенсаторные механизмы, чтобы достигать успеха, несмотря на неуверенность в себе.

«Вы становитесь более ориентированными на других, что ведет к большей межличностной эффективности»,подчеркивает исследователь.

Тьюфик считает, что называть «мысли самозванца» полноценным синдромом некорректно. С точки зрения психотерапии, «синдром» — это что-то однозначно вредное и постоянное. А у комплекса самозванца есть и положительный эффект, кроме того, со временем он часто проходит.

«Мы нашли положительный эффект, но могут быть сценарии, в которых вы его не найдете. Например, если вы работаете там, где у вас нет взаимодействия с людьми, может быть очень плохо, если у вас появляются "самозванческие" мысли», — говорит Тьюфик.