Разработана метаткань для охлаждения человеческого тела
Новая метаткань охлаждает человеческое тело почти на 5 °С.
Исследование опубликовано в Science, коротко о нем рассказывает Science Alert.
По мере того как в связи с изменением климата в мире становится все жарче, одна из постоянных проблем, с которыми уже столкнулись люди, — это просто выжить в условиях усиливающейся жары. Зарождается новая область технологий — персональная терморегуляция, которая должна помочь людям справляться с избыточным тепловым стрессом.
Китайские ученые разработали новый материал, способный сохранять прохладу благодаря способности отражать свет и тепло. В метаткани используются композитные наночастицы оксида титана и полимолочной кислоты, ламинированные тонким слоем политетрафторэтилена (ПТФЭ). Ткань способна сильно отражать как видимый свет (VIS), так и волны в среднем инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
«Метаткань демонстрирует эффективность охлаждения и обеспечивает необходимую воздухопроницаемость и комфорт при ношении», — отметили разработчики из Университета науки и технологий Хуачжун.
Чтобы проверить охлаждающий потенциал метаткани под солнечным светом, исследователи протестировали материал в солнечный день, измерив температуру метаткани и других распространенных материалов.
«При пиковом солнечном излучении между 11:00 и 15:00 температура метаткани была примерно на 5, 6,8, 7,0, 5,8 и 10,2 °C ниже, чем у хлопка, спандекса, шифона, льна и имитатора человеческой кожи соответственно», — заявили исследователи.
В другом тесте доброволец в течение часа лежал под прямыми солнечными лучами, одетый в специальный жилет, сделанный из метаткани на одной половине и хлопчатобумажной ткани на другой.
Внешняя тепловизионная камера измерила разницу температур 3,4 °C между двумя сторонами жилета, но термодатчики под тканью показали, что разница под жилетом была более выраженной — кожа под метатканью оказалась примерно на 4,8 °C холоднее, чем под хлопком.
В эксперименте, когда метатканью закрыли автомобиль, температура в салоне автомобиля оказалась примерно на 30 °C ниже, чем в автомобиле без покрытия, и на 27 °C ниже, чем в салоне под обычным чехлом.
Предстоят новые эксперименты, чтобы определить эффективность метаткани при движении, поскольку первые результаты касались только неподвижных предметов и объектов.
Также пока неизвестно, как материал будет взаимодействовать с красителями, которые могут повлиять на его способность отражать свет.
Однако исследователи уже отметили, что этот материал совместим с коммерческими технологиями шитья и демонстрирует механические свойства, сопоставимые с характеристиками коммерческих тканей, в том числе долговечность и водостойкость.
По оценкам исследователей, производство метаткани обойдется лишь на 10% дороже, чем обычной ткани.