Разрубленная собака и чуть-чуть золота: в Гнездове завершены раскопки двух курганов X в.

Разбор скелета собаки
Разбор скелета собаки
Сергей Каинов, Гнёздово Project
Предстоит решить еще несколько загадок, но о некоторых примечательных находках ученые уже рассказали.

Руководитель отряда экспедиции в Лесной группе курганов Гнездова Сергей Каинов поделился первыми результатами двух древних курганов: «В Лесной группе Гнездова завершены работы по изучению курганов Л-214 и Л-215».

Нумерация курганов была введена еще великим археологом Д.А. Авдусиным в 1949 году. Курган Л-214 расположен в северной части Лесной группы, на массивном холме, который является одной из наиболее заметных доминант Гнездовского археологического комплекса. В этой части Лесной группы с 1949 года еще не было исследовано ни одного кургана. Курган находился почти на самой вершине холма и имел достаточно необычную для Гнездова конусовидную форму.

Уже при разборе верхней части насыпи, практически сразу под дерном, были обнаружены фрагменты сосуда, сделанного на гончарном круге, а также арабский дирхем 906/907 гг. и несколько кальцинированных (сильно обожженных) костей. Чуть ниже открыта сильно нарушенная корнями деревьев яма, в ней — кальцинированные кости, фрагмент дирхема, гирька сложной формы и еще несколько фрагментов сосуда. После сожжения тела кости были собраны в керамический сосуд и закопаны в уже существовавший тогда курган.

Фото: Сергей Каинов, Гнёздово Project
Курган Л-214

Под ямой этого впускного погребения в той же центральной части насыпи обнаружен скелет собаки, расположение костей которого позволяет утверждать, что труп был разрублен на три части. Открытие очень ценно для науки, потому что подтверждает описание обряда похорон руса арабским дипломатом Ибн Фадланом в X в.

Наконец, в самом основании кургана, на дерне (на уровне X века), выявлены остатки кострища, содержавшего многочисленные кальцинированные кости. В нем найдены три железных гвоздя и кресало, а также фрагменты неизвестного предмета, изготовленного из тонкого, позолоченного с одной стороны медносплавного листа. Керамика позволяет датировать Л-214 временем не ранее середины Х века.

Фото: Сергей Каинов, Гнёздово Project
Кольцо и фибула

Основная интрига дальнейшего анализа материала в том, имеем ли мы дело с двумя погребенными или с одним. При первом варианте перед нами следы двух разновременных погребальных обрядов — сожжения первого покойника на месте будущего кургана и более позднего сожжения еще одного покойника вне кургана. Кости второго покойника были собраны в сосуд и поставлены в яму в верхней части уже существовавшего кургана Л-214.

При втором варианте имело место лишь одно сожжение, в основании насыпи, но часть кальцинированных костей и погребального инвентаря покойника были извлечены из погребального костра и захоронены отдельно, в верхней части, сразу после создания курганной насыпи. Будущие анализы костей должны дать ответ на этот вопрос.

Фото: Сергей Каинов, Гнёздово Project
Дирхем из кургана Л-214

Второй раскопанный курган, Л-215, располагался в юго-западной части Лесной группы Гнездова. Исследования этой зоны носят систематический характер и продолжаются непрерывно с 2017 года. Они должны показать, как менялся погребальный обряд с течением времени и как отличался у разных людей, живших в Гнездове в X в. бок о бок.

Курган представлял собой небольшую насыпь диаметром около 7 метров и высотой до 40 см. В основании насыпи найдена могильная яма прямоугольной формы 3,5 на 2,5 м, глубина 1,5 м. В нижней части могильной ямы удалось заметить конструкцию деревянной погребальной камеры, в основе которой находилось четыре мощных угловых столба, вероятно соединенных вставленными в пазы горизонтальными досками.

Фото: Сергей Каинов, Гнёздово Project
Следы столбов в кургане Л-215

В силу особенностей почвы костные останки в этой части Лесной группы сохраняются крайне редко, поэтому определить пол погребенного можно исключительно по инвентарю. Найденные в кургане вещи говорят о том, что эта была женщина.

Например, на дне погребальной камеры найдено золотое кольцо из рубчатой проволоки со стеклянной бусиной и серебряная фибула, а также нож с деревянной рукоятью, обмотанной серебряной проволокой в кожаных тисненных ножнах, и железный обувной шип.

Фото: Сергей Каинов, Гнёздово Project
Золотое кольцо из рубчатой проволоки с напускной стеклянной бусиной

В области груди погребенной скопление разрозненных золотных нитей, по всей, видимости, от расшитой или золототканной шелковой одежды. В углу камеры, примерно в 20 см от дна, было найдено содержимое мешочка, расшитого круглыми стеклянными накладками. Внутри него находился стеклянный предмет, очень осторожно определяемый как зеркало, железные заклепки от гребня и фрагмент дирхема, датируемого концом IX-первой четвертью Х века.

Традиционно появление обряда погребения в деревянных камерах в Гнездовском некрополе связывают с установлением в Гнездове власти Великого князя Киевского и приходом сюда населения из Среднего Поднепровья. Происходит это примерно в 50-60 годах Х века. Соответственно, курган Л-215 можно датировать не ранее этого времени.

«Работы в Лесной группе Гнездова, надеемся, будут продолжены в следующем сезоне. Рассчитываем также, что одним из важных результатов работ нынешнего года станет фильм, работа над которым велась в течение всего сезона и в котором на примере Л-215 рассказывается о методике раскопок гнездовских курганов», — заключает Сергей Каинов.

Погребальный обряд русов, описанный Ибн-Фадланом в X веке, находит подтверждение

В Великом Новгороде сделана уникальная археологическая находка