Погребальный обряд русов, описанный Ибн-Фадланом в X веке, находит подтверждение
Погребальные ритуалы русов, описанные арабским дипломатом Ибн-Фадланом в его знаменитой «Записке» о путешествии на Волгу 921-922 годов, находят подтверждение при раскопках кургана Л-214 в Гнездове. Об этом сообщает руководитель отряда экспедиции в Лесной группе Гнездова, старший научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Сергей Каинов.
В нижней части насыпи исследуемого прямо сейчас кургана Л-214 9 июля обнаружен скелет крупной собаки. Судя по расположению костей, тело собаки было разрублено на три части и в таком виде брошено на площадку будущего кургана.
Описание схожего ритуала можно найти в сочинении Ибн-Фадлана, в 921-922 годах посетившего Волжскую Булгарию по поручению багдадского халифа. Он лично присутствовал при погребении знатного руса (по словам Ибн-Фадлана, русы в это же время находились там по «торговым делам») и сохранил подробное описание процесса похорон одного из них: «И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле…» («Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». Под ред. И.Ю. Крачковского. Изд.-во Академии наук СССР М-Л, 1939).
«Эта находка — прекрасная иллюстрация того, как новые археологические исследования могут подтверждать данные давно и хорошо известных письменных источников. Исследования кургана Л-214 продолжаются», — пишет ученый.
Этот курган имеет средние размеры и достаточно необычную для Гнездова конусовидную форму. Несколькими днями ранее Сергей Каинов рассказал, что здесь нашли арабский дирхам очень хорошей сохранности: «Неожиданной и очень приятной находкой для начала сезона стала целая арабская серебряная монета дирхам, обнаруженная буквально под дерном насыпи Л-214. Благодаря исключительно хорошей сохранности монеты удалось установить, что она была отчеканена в 906/907 годах в городе аш-Шаш (современный Ташкент) в правление эмира династии Саманидов Исма‘ил ибн Ахмада».
Если монета была частью погребального подношения, точная дата чеканки может служить маркером «нижней даты» сооружения кургана — не ранее начала X века. Однако достоверно подтвердить или опровергнуть этот вывод могут только дальнейшие исследования и анализ вещевого состава основного погребального инвентаря.